Группировка APT31, атакующая госорганы, пришла в Россию

Группировка APT31, атакующая госорганы, пришла в Россию

Группировка APT31, атакующая госорганы, пришла в Россию

Специалисты Positive Technologies проанализировали деятельность одной из киберпреступных группировок, которая атакует преимущественно государственные органы по всему миру. По словам исследователей, активность APT31 впервые зафиксировали в России.

Деятельность группы в цифровом пространстве нашей страны выявил экспертный центр PT Expert Security Center, после чего эксперты Positive Technologies проанализировали используемые злоумышленниками инструменты.

Например, внимание специалистов привлёк вредонос, использующий функции удалённого доступа и открывающий оператору путь для контроля устройства или сети жертвы. Доставка этого зловреда начинается по классике — с фишинга.

Как отметили в Positive Technologies, с января по июль в мире были зафиксированы более десятка рассылок APT31. Причём активность злоумышленников наблюдалась даже в Белоруссии, Монголии, США и Канаде. И вот теперь дело дошло до России.

Вредоносные рассылки APT31 легко было узнать по отличительным особенностям, а также по конкретной вредоносной программе, упомянутой выше. Помимо этого, киберпреступников выдавала функциональность, техники и механизмы: внедрение вредоносного кода, логические блоки и структуры.

Об активности этой группировки, также известной под именами Hurricane Panda и Zirconium, эксперты говорят с 2016 года. Основная цель преступников заключается в сборе конфиденциальных данных и кибершпионаже. В качестве жертвы группа выбрала себе государственный сектор. Например, атакующие смогли добраться до правительства Финляндии, Норвегии и Германии.

В ходе анализа Positive Technologies обнаружила ссылку на фишинговый домен inst.rsnet-devel[.]com, выдающий себя за ресурс федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ для сетевого сегмента. С помощью этого домена атакующие вводят в заблуждение не только самих госслужащих, но и компании, работающие с государственными структурами.

Вредоносная программа, участвующая в этих атаках, создаёт на заражённом компьютере зловредную библиотеку. Специалисты обнаружили разные версии дропперов, содержащих при этом одинаковый набор функций. Иногда такие дропперы даже были подписаны валидной цифровой подписью.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru