Альфа-банк заплатит 1 миллион за информацию о телефонном мошенничестве

Альфа-банк заплатит 1 миллион за информацию о телефонном мошенничестве

Альфа-банк заплатит 1 миллион за информацию о телефонном мошенничестве

РБК стало известно, что Альфа-банк готов заплатить 1 млн рублей за сведения, которые помогут поймать телефонных мошенников или найти их колл-центр. Всего на эти цели в банке пока выделили 5 млн, но охотно потратят и больше, если поступающая информация окажется полезной.

Для сбора данных о мошенничестве были созданы специальный сайт и отдельный почтовый ящик. Информацию можно передать анонимно до 30 апреля, контактные данные заявителей обещают не разглашать.

Вознаграждение будет выплачено переводом на счет в Альфа-банке, но лишь в том случае, если сведения окажутся достоверными и помогут разыскать мошенников.

«Участник сможет узнать о том, что его информация помогла поймать мошенника, когда мы свяжемся с ним и попросим пойти в полицию и дать показания для следствия», — пояснил журналистам представитель кредитно-финансовой организации.

Тинькофф Банк тоже рассматривает возможность ввести аналогичные поощрения для своих клиентов и даже дорабатывает свой определитель номера «КтоЗвонит», чтобы облегчить передачу сведений о телефонном мошенничестве.

В целом банкиры положительно оценили данную инициативу, но в то же время выразили сомнение, что подобное содействие правоохранительным органам окажется эффективным. Современные технические средства позволяют с легкостью подменять номера телефонов и совершать звонки анонимно, поэтому информация, переданная пострадавшими, скорее всего, не поможет выявить преступников. А сами злоумышленники вряд ли станут сдавать своих коллег за ₽1 млн — репутация дороже.

По данным Банка России, в 2020 году мошенники украли у россиян около 9 млрд рублей — в основном посредством использования телефонии. По другим оценкам, эти потери измеряются десятками млрд рублей. В рамках таких схем злоумышленник обычно звонит, представляясь сотрудником банка, и убеждает жертву раскрыть данные для доступа к счету либо перевести деньги на подставной счет.

Под эгидой МВД создана специальная база данных ИБД-Ф «Дистанционное мошенничество», в которую вносятся сведения о хищениях, но раскрываемость таких преступлений, как пишет репортер, ссылаясь на данные Генпрокуратуры, пока составляет менее 40%. Расследование подобных инцидентов, по мнению экспертов, должно проводиться в тесном взаимодействии с финансовыми организациями и операторами связи. Возможно, такое сотрудничество сможет обеспечить Центр по борьбе киберпреступлениями и телефонным мошенничеством, над созданием которого работает Минцифры.

Эксперт GIS, заместитель генерального директора — технический директор компании «Газинформсервис» Николай Нашивочников, прокомментировал новую инициативу, направленную на борьбу с мошенниками:

«Телефонные мошенники сейчас очень активны и могут стать еще активнее, если у них будет получаться выходить "сухими из воды". Такие инициативы крупных компаний и банков, обладающих финансовым и административным ресурсом, конечно важны. В то же время каждый из нас может внести свой вклад в борьбу с мошенниками – записывайте номер телефона, с которого вам звонит злоумышленник, и передавайте эту информацию на горячие линии по борьбе с мошенниками. Если есть возможность, запишите на аудио разговор со злоумышленниками. Максимальный репост новостей о мошенничестве также поможет значительно уменьшить количество обманутых».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Здравоохранение и госсектор вошли в топ отраслей по кибератакам в 2025 году

По данным центра Solar 4RAYS, во втором квартале 2025 года на одну российскую организацию в среднем приходилось более 160 заражений вредоносными программами — это на 20% больше, чем в начале года. Хакеры используют такие атаки не только для шпионажа, но и ради заработка на украденных данных. Чаще всего под удар попадают здравоохранение, госсектор, промышленность и ТЭК.

Хотя количество организаций, где фиксировались заражения, снизилось на 23% (до 17 тысяч), среднее число атак на одну компанию выросло.

Эксперты объясняют это сезонным фактором: летом активность и хакеров, и ИБ-служб обычно снижается, а значит, атаки дольше остаются незамеченными. При этом прогнозируется, что осенью число атакованных организаций вырастет.

Во втором квартале больше всего заражений пришлась на промышленность (36%), медицину (18%), образование (13%) и ТЭК (11%). Но уже в июле–августе ситуация изменилась: доля заражений в медучреждениях выросла до 27%, а в госсекторе почти удвоилась — до 17%. В этих сферах заметно увеличилось и среднее число атак на одну организацию.

 

Если в начале года чаще всего фиксировались стилеры (ПО для кражи данных), то к середине года их доля снизилась до 28%, а заметно выросла активность APT-группировок (35%) и вредоносов для удалённого доступа (RAT) — до 23%. По словам специалистов, такие программы сложнее обнаружить, а их использование позволяет злоумышленникам не только похищать данные, но и перепродавать доступ к заражённым системам.

 

Около 35% заражений майнерами и ботнетами было зафиксировано именно в сетях медицинских организаций. Причины — быстрый темп цифровизации при недостаточном уровне защиты и высокая ценность медицинских данных, которые часто используют для вымогательства.

Наибольший интерес у атакующих вызывают сферы с критически важными данными и инфраструктурой — ТЭК, промышленность, госсектор и медицина. При этом риск успешной атаки возрастает там, где уровень киберзащиты остаётся низким.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru