Атаки на IoT, шифровальщики, ИИ, фишинг: что нас ждёт в ближайшие годы

Атаки на IoT, шифровальщики, ИИ, фишинг: что нас ждёт в ближайшие годы

Атаки на IoT, шифровальщики, ИИ, фишинг: что нас ждёт в ближайшие годы

Эксперты в области кибербезопасности из компаний Qrator Labs, BI.ZONE, InfoWatch, «Ростелеком» и «Лаборатория Касперского» поделились своими прогнозами в отношении кибератак. По мнению специалистов, в ближайшие годы нас ждут кампании операторов шифровальщиков, а также кибератаки на системы «Интернета вещей» (IoT).

В Qrator Labs отметили, что основные киберугрозы неразрывно связаны с человеческим фактором — нашими ошибками, которые мы совершаем по наивности, а также с растущей сложностью информационных систем.

Артем Гавриченков, технический директор Qrator Labs, напомнил, что до атак WannaCry и NotPetya программы-вымогатели оставались фактически на галёрке. Сегодня же от этого вида вредоносов страдают крупные корпорации и даже правительства.

Специалисты BI.ZONE разделяют эту точку рения, обращая также внимание на крупные суммы выкупа, которые начали запрашивать операторы шифровальщиков в 2020 году. В отдельных случаях это могут быть миллионы долларов. Евгений Волошин из BI.ZONE считает, что эти суммы будут только расти.

Андрей Арсентьев, аналитик из ГК InfoWatch, отметил участие искусственного интеллекта и машинного обучения в дальнейшей эволюции киберугроз. Например, невероятно мощные квантовые компьютеры могут стать причиной взлома всех систем шифрования данных.

Помимо этого, Арсентьев призывает не забывать о фишинге и всё более изощрённых методах социальной инженерии. По мнению специалиста, киберпреступники продолжат использовать актуальные темы для введения своих жертв в заблуждение.

Артем Кильдюшев, анализирующий киберугрозы в Solar JSOC («Ростелеком»), считает, что целевые атаки также заслуживают внимания. Злоумышленники стали тщательнее продумывать такие операции, а их целями всё чаще выступают инфраструктуры важных компаний.

В «Лаборатории Касперского» указали на использование в атаках уязвимостей нулевого дня (0-day). Цена таких эксплойтов, как правило, может достигать миллиона долларов. Однако Борис Ларин из «Лаборатории Касперского» уточнил, что за последние два года удалось выявить больше десяти таких эксплойтов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru