Более 50 % увольняющихся сотрудников копируют корпоративную информацию

Более 50 % увольняющихся сотрудников копируют корпоративную информацию

Более 50 % увольняющихся сотрудников копируют корпоративную информацию

Аналитический центр компании InfoWatch представляет итоги глобального исследования публичных инцидентов в области безопасности корпоративной информации, связанных с деструктивными действиями увольняющегося или увольняемого сотрудника в отношении работодателя. В 2017 году более половины инцидентов были связаны с неправомерным копированием корпоративной информации и передачей ее третьим лицам — в том числе конкурентам компании.

«Сотрудник, который принял решение об уходе из компании, часто пытается использовать информацию компании в своих интересах, — отметил аналитик ГК InfoWatch Сергей Хайрук. —  Это всегда имеет негативные последствия в виде материального ущерба и репутационных потерь. Прямой ущерб компаниям-работодателям в результате деструктивных действий увольняющихся или увольняемых сотрудников зафиксирован в более чем 50% исследованных инцидентов».

Авторы исследования подчеркивают, что особую опасность при подготовке к увольнению представляют действия нелояльных сотрудников из числа привилегированных пользователей. Топ-менеджеры, руководители отделов и системные администраторы имеют доступ к широкому спектру корпоративных данных, к которым относится, например, коммерческая тайна и производственные ноу-хау, они хорошо знают бизнес-процессы предприятия и могут применить эти знания, нанося максимальный вред бывшему работодателю, отметил Сергей Хайрук.

В 2017 году привилегированные пользователи стали причиной 19% нарушений, связанных с компрометацией корпоративных данных, более 80% случаев произошли по вине рядовых сотрудников. Чаще всего при краже корпоративной информации персоналом движет мотив личной выгоды или работа на конкурентов, в то время как руководители в большинстве случаев идут на нарушения из чувства мести или руководствуются другими некорыстными мотивами.

Более четверти нарушений, повлекших ущерб для работодателя, совершались сотрудниками менее чем за неделю до увольнения — на этот временной интервал пришлось 28,6% случаев. Еще около 20% нарушений происходили за несколько недель до ухода. В большинстве случаев — 52,4% инцидентов, деструктивные действия в отношении работодателя сотрудник совершал более чем за месяц до запланированного увольнения.

Примерно в каждом втором случае увольняющийся сотрудник забирал с собой или просматривал базы данных с персональной информацией коллег, клиентов или партнеров. Треть изученных инцидентов была связана с кражей из компании коммерческих секретов и ноу-хау.

Наибольшее количество случаев деструктивных действий персонала при увольнении зафиксировано в учреждениях медицинской сферы (27,8%) и организациях государственного сектора (19,4%). Реже всего увольняющиеся сотрудники похищали информацию предприятий сферы торговли (2,8%) и транспортного комплекса (2,8%).

Более 60% случаев неправомерного использования корпоративной информации при подготовке сотрудником к увольнению были совершены в компаниях со штатной численностью от 100 до 500 человек.

«Модель поведения персонала при использовании корпоративных информационных ресурсов не поддается анализу с помощью традиционных систем защиты, которые не учитывают субъективные факторы, не могут прогнозировать уход сотрудника из компании и связанные с этим риски, — добавил Сергей Хайрук. — Однако сегодня развиваются средства прогнозной аналитики, которые используют базу данных компании, включая информационные потоки, и благодаря технологиям искусственного интеллекта и машинного обучения научились обрабатывать и анализировать накопленные компанией большие данные. Эти инструменты способны с высокой степенью точности предугадывать поведение персонала, например, заблаговременно определять сотрудников, которые намереваются уйти из компании, и предотвращать кадровые и финансовые риски для предприятий».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru