Неправильно настроенный NFS приводит к повышению привилегий в Linux

Неправильно настроенный NFS приводит к повышению привилегий в Linux

Неправильно настроенный NFS приводит к повышению привилегий в Linux

Специалисты в области безопасности опубликовали способ эксплуатации неправильно сконфигурированного NFS для повышения привилегий в системе Linux. NFS (Network File System) — протокол сетевого доступа к файловым системам, первоначально разработан Sun Microsystems в 1984 году. За основу взят протокол вызова удалённых процедур (ONC RPC). Позволяет подключать (монтировать) удалённые файловые системы через сеть.

Как известно, NFS использует TCP/UDP-порт 2049 для обмена файлами и директориями. Первым делом эксперты имитируют плохо настроенный NFS.

«В принципе, есть три основных файла конфигурации (/etc/exports, /etc/hosts.allow и /etc/hosts.deny), которые нужны для настройки сервера NFS. Но нас интересует пока только /etc/export», — пишут исследователи.

Файл /etc/exports содержит запись для каждой директории, которую вы планируете расшарить. Каждая запись описывает, как файл или директория будет расшариваться. NFS считается настроенным слабо, если в файле конфигурации присутствует запись вида:

/home       *(rw,no_root_squash)

Она означает, что мы расшарили директорию /home, позволив root-пользователю получить доступ к операциям чтения-записи. Знак * указывает на то, что соединение возможно с любого хоста.

Далее специалисты воспользовались Nmap для сканирования службы NFS в целевой сети. Nmap может показать имя каталога общего доступа, если открыт порт 2049. Для идентификации общего каталога Nmap использует команду showmount –e.

Для эксплуатации NFS-сервера эксперты создали директорию raj внутри /tmp, примонтировали директорию /home и загрузили эксплойт, позволяющий повысить привилегии до root.

«Во-первых, вам нужно скомпрометировать целевую систему, а затем перейти к этапу эскалации привилегий. Предположим, вы успешно вошли в систему жертвы через ssh. Теперь мы знаем, что /home представляет собой общий каталог, так что нужно выполнить следующую команду», — объясняют исследователи.

cd /home
ls
./bash -p
id
whoami

Это один из описываемых специалистами методов, также они предлагают использовать язык C для того же эффекта.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru