Неправильно настроенный NFS приводит к повышению привилегий в Linux

Неправильно настроенный NFS приводит к повышению привилегий в Linux

Неправильно настроенный NFS приводит к повышению привилегий в Linux

Специалисты в области безопасности опубликовали способ эксплуатации неправильно сконфигурированного NFS для повышения привилегий в системе Linux. NFS (Network File System) — протокол сетевого доступа к файловым системам, первоначально разработан Sun Microsystems в 1984 году. За основу взят протокол вызова удалённых процедур (ONC RPC). Позволяет подключать (монтировать) удалённые файловые системы через сеть.

Как известно, NFS использует TCP/UDP-порт 2049 для обмена файлами и директориями. Первым делом эксперты имитируют плохо настроенный NFS.

«В принципе, есть три основных файла конфигурации (/etc/exports, /etc/hosts.allow и /etc/hosts.deny), которые нужны для настройки сервера NFS. Но нас интересует пока только /etc/export», — пишут исследователи.

Файл /etc/exports содержит запись для каждой директории, которую вы планируете расшарить. Каждая запись описывает, как файл или директория будет расшариваться. NFS считается настроенным слабо, если в файле конфигурации присутствует запись вида:

/home       *(rw,no_root_squash)

Она означает, что мы расшарили директорию /home, позволив root-пользователю получить доступ к операциям чтения-записи. Знак * указывает на то, что соединение возможно с любого хоста.

Далее специалисты воспользовались Nmap для сканирования службы NFS в целевой сети. Nmap может показать имя каталога общего доступа, если открыт порт 2049. Для идентификации общего каталога Nmap использует команду showmount –e.

Для эксплуатации NFS-сервера эксперты создали директорию raj внутри /tmp, примонтировали директорию /home и загрузили эксплойт, позволяющий повысить привилегии до root.

«Во-первых, вам нужно скомпрометировать целевую систему, а затем перейти к этапу эскалации привилегий. Предположим, вы успешно вошли в систему жертвы через ssh. Теперь мы знаем, что /home представляет собой общий каталог, так что нужно выполнить следующую команду», — объясняют исследователи.

cd /home
ls
./bash -p
id
whoami

Это один из описываемых специалистами методов, также они предлагают использовать язык C для того же эффекта.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Каждая вторая компания в Москве увольняла сотрудников после ИБ-инцидентов

Компания «СёрчИнформ» опубликовала исследование о том, как московские организации пережили 2025 год в части информационной безопасности. В опросе участвовали 125 специалистов ИБ из разных компаний — от госсектора до коммерческих структур. Главная цифра, которая сразу бросается в глаза: 59% московских компаний сталкивались с ИБ-инцидентами по вине сотрудников.

И, что важно, в 62% случаев нарушение произошло ненамеренно — обычные ошибки, невнимательность, неправильная работа с документами.

Эксперты считают, что это показатель недостаточной осведомлённости сотрудников и нехватки обучения.

Замгендиректора «СёрчИнформ» Алексей Парфентьев отмечает: случайные инциденты всегда преобладают, потому что даже люди, знающие базовые правила, могут допускать ошибки.

 

Поэтому ИБ-службам стоит не только внедрять защитные системы, но и помогать сотрудникам понимать, как правильно работать с конфиденциальными данными.

Какие инциденты случались чаще всего

В 2025 году компании фиксировали:

  • утечки данных — 47%
  • внешние атаки через сотрудников — 17%
  • откаты и взяточничество — 14%
  • стороннюю занятость/«боковики» — 12%
  • промышленный шпионаж — 11%
  • дискредитацию компании — 11%

Чаще всего злоумышленники пытались «слить»:

  • персональные данные — 56%
  • внутренние регламенты — 48%
  • данные о клиентах и сделках — 35%
  • финансовые документы — 24%
  • техническую информацию — 19%

Через какие каналы утекала информация

Лидеры здесь вполне ожидаемы:

  • почта — 63%,
  • мессенджеры — 59%,
  • облачные сервисы — 38%,
  • флешки и другие носители — 32%.

Интересно, что ИИ-сервисы пока не стали массовым каналом утечек — о таких случаях заявили лишь 6% компаний.

Кто становился виновником утечек

Чаще всего — обычные сотрудники: их упомянули 72% компаний. Далее идут:

  • линейные руководители — 30%,
  • руководители направлений — 22%,
  • топ-менеджеры — 15%,
  • внештатные специалисты — 12%,
  • контрагенты — 10%.

Как компании наказывают нарушителей

Большинство обходятся предупреждением или выговором — так делают 75% компаний. Но 52% организаций увольняли сотрудников, ставших причиной инцидента. До суда дело доходило в 10% случаев. А 9% работодателей нарушителей никак не наказывали.

 

Кто обнаруживает инциденты

  • ИБ- или ИТ-службы — 83%,
  • сотрудники других подразделений — 32%,
  • контрагенты — 9%.

Исследование проводится ежегодно в рамках Road Show SearchInform, и 2025 год в очередной раз показал: человеческий фактор остаётся главной причиной ИБ-инцидентов, а компании — даже при развитой технической защите — всё ещё нуждаются в системном обучении персонала.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru