Эксперты обеспокоены утечками из баз данных генеалогических сервисов

Эксперты обеспокоены утечками из баз данных генеалогических сервисов

Эксперты обеспокоены утечками из баз данных генеалогических сервисов

Специалисты DeviceLock уверены, что практически на каждого жителя США (да и России) в публичном доступе есть полный набор персональных данных (ФИО, адрес, телефон, номер социального страхования, пол, возраст, уровень дохода, даже политические предпочтения). Теперь же эксперты обеспокоены возможностью утечек других критически важных данных — генеалогической информации на основе ДНК.

«Фактически осталось только наложить эту информацию [набор персональных данных — прим. ред.] на базу данных ДНК, и мы получим действительно абсолютно полный и уникальный профиль каждого жителя той или иной страны, а может и всего мира. Кстати, утечки из компаний, занимающихся сбором и хранением различной генеалогической информации на основе ДНК, также случались», — сообщает Ашот Оганесян, технический директор компании DeviceLock.

О таких утечках писала DeviceLock в материале «Утечка данных затронула 300 000 пользователей генеалогического сообщества».

Господина Оганесяна обеспокоил недавний инцидент, когда в Калифорнии был пойман серийный насильник и убийца именно благодаря анализу ДНК.

«Спецслужбы (прокуратура округа Contra Costa и ФБР) взяли образец ДНК с места преступления 1980 года и загрузили его в базу данных генеалогического сервиса. Возможно (и даже скорее всего) использовали не один сайт, но преступник нашелся в базе конкретного сервиса GEDmatch», — продолжает специалист.

«Представители аналогичных сервисов Ancestry.com (про них ссылка выше – это они потеряли базу логинов и паролей) и 23andMe немедленно заявили, что их сервисы не были причастны к этому делу, но очевидно, что если их и использовали, то явно “втемную”».

Получается, что сотрудники спецслужб «создали поддельную учетную запись, представившись обычным пользователем системы, строящим свое генеалогическое дерево, загрузили образцы ДНК преступника и стали ждать пока система выдаст совпадения и построит граф семейных связей».

Весь процесс поиска-построения дерева занял примерно 4 месяца.

В результате был арестован 72-летний Joseph James DeAngelo, кстати, бывший полицейский.

Треть российских врачей дают пациентам личные контакты

Как показал опрос сервиса «Актион медицина», треть российских врачей готовы делиться с пациентами личными контактами, и ровно столько же — категорически против. Руководители клиник относятся к такой практике с осторожностью, при этом прямого запрета со стороны Минздрава нет.

Выдержки из исследования «Актион медицина», посвящённого взаимодействию врачей с пациентами и коллегами в нерабочее время, опубликовал «Коммерсантъ». В опросе приняли участие более 1200 врачей.

Согласно результатам исследования, 32,7% врачей предоставляют пациентам личный номер телефона или контакт в мессенджере. Ещё 6,5% делают это время от времени. При этом 38,5% медиков не готовы делиться личными контактами, а 14,25% используют для общения с пациентами отдельный номер. Почти половина врачей вовсе не общается с пациентами через социальные сети и мессенджеры.

Ведущий эксперт «Актион медицина» Наталья Журавлева в комментарии для «Коммерсанта» назвала одной из ключевых проблем такого формата общения вопрос сохранности данных. Она также обратила внимание на двойственные ожидания пациентов: с одной стороны, они опасаются утечек персональной информации, а с другой — без раздумий пересылают по незащищённым каналам медицинские выписки, результаты анализов и консультаций.

По словам эксперта, законность подобного взаимодействия как минимум вызывает вопросы. «Любое дистанционное общение с пациентами по поводу их заболеваний и коррекции лечения с точки зрения закона приравнивается к телемедицинской консультации. А проводить её врач “не на работе” не имеет права, как и ставить диагноз», — пояснила она.

Владельцы и руководители клиник, в свою очередь, предпочитают действовать осторожно. Совладелец сети «Клиники доктора Омарова» Зарема Омарова отмечает, что, несмотря на отсутствие прямого запрета на общение врачей с пациентами по телефону или в мессенджерах, сохраняется риск компрометации данных и неверного понимания пациентом рекомендаций специалиста.

Руководитель сети Grand Clinic Ольга Шуппо рассказала, что в клинике действует запрет на консультации по телефону и в мессенджерах. Однако предусмотрены исключения — например, при прохождении пациентом сложного лечения, необходимости особой маршрутизации внутри клиники или накануне длительных выходных и праздничных дней.

Главный врач клиники Estetus Севак Барсегян также указал на необходимость защищать медицинских работников от стресса и профессионального выгорания, риски которых существенно возрастают при общении с пациентами в нерабочее время.

Управляющий партнёр клиники ранней реабилитации «Три сестры» Анна Симакова считает, что оптимальным решением является создание удобной и защищённой среды для общения врачей и пациентов. В клинике для этого используются специальные служебные номера, а персонал проходит обучение по выстраиванию корректной коммуникации с пациентами.

Начальник управления стратегического развития здравоохранения ЦНИИОИЗ Минздрава России Денис Тюфилин в комментарии для «Коммерсанта» отметил, что врачи не обязаны общаться с пациентами во внерабочее время даже по срочным вопросам — это остаётся личным выбором специалиста. При этом ключевым фактором он назвал обеспечение сохранности персональных данных.

Юрист по медицинскому праву, основатель консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко подчеркнул, что использование личных устройств повышает риски утечек медицинских данных. Впрочем, по его словам, такие риски сохраняются даже при работе на служебных устройствах в рабочее время.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru