В России растет количество мошенничеств с использованием домовых чатов

В России растет количество мошенничеств с использованием домовых чатов

В России растет количество мошенничеств с использованием домовых чатов

Домовые чаты, несмотря на отсутствие правового статуса, стали важным каналом общения между управляющими компаниями и жильцами. Этим всё чаще пользуются злоумышленники в противоправных целях.

Как отметил директор управляющей компании «Тургенев» Дмитрий Попов в комментарии для «РИА Недвижимость», создать домовой чат может кто угодно — как представители УК, так и сами жители или сторонние лица.

На практике большинство таких чатов создаются самими жильцами. Нередко они используют их в личных коммерческих целях, например, для рекламы своих товаров или услуг.

По словам генерального директора коммуникационного агентства PR Development Аллы Аксеновой, мошенники начинают действовать ещё на этапе создания чатов. Один из популярных приёмов — размещение поддельных QR-кодов, ведущих на фишинговые сайты. Такой способ позволяет замаскировать вредоносный ресурс и избежать его блокировки. Кроме приглашений в чаты, злоумышленники также используют тему замены домофонных ключей.

«Размещать QR-коды и ссылки на чаты в подъездах не рекомендуется. В последнее время участились случаи, когда злоумышленники расклеивают фальшивые объявления с якобы официальными приглашениями. Переходя по таким ссылкам, человек рискует попасть на мошеннический сайт. Жильцов нужно об этом заранее предупредить», — советует адвокат Александр Зелинко.

Руководитель клиентского сервиса Level Home Елена Семенихина указывает на основные угрозы, связанные с домовыми чатами: продажа несуществующих товаров и услуг, сбор денег под вымышленными предлогами, а также кража персональных данных.

Согласно данным, собранным генеральным директором компании «Азбука» Татьяной Деминой, треть мошеннических схем в таких чатах связана с рассылкой поддельных квитанций на оплату ЖКХ. Ещё 25% — это сборы средств на якобы срочный ремонт общего имущества, а 20% — взломы аккаунтов участников. Также распространены поддельные голосования и опросы, целью которых является сбор личных данных.

Сооснователь компании BAZA Development Марк Заводовский добавляет, что мошенники часто заманивают пользователей на фишинговые страницы под предлогом раздачи бывших в употреблении вещей. Переход по таким ссылкам может привести к потере доступа к мессенджерам или Порталу Госуслуг. Особенно уязвимы чаты, созданные жильцами — в них, как правило, слабее модерация и проще получить доступ посторонним.

Советник адвокатского бюро БВМП Сусана Киракосян обращает внимание на то, что модераторы чатов несут ответственность не только за свои действия, но и за действия других участников, если те нарушают закон. Это касается не только мошенничества, но и таких правонарушений, как клевета, оскорбления, нарушения законодательства о персональных данных, посягательства на свободу совести и вероисповедания, а также распространение экстремистских высказываний.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

На Госуслугах появится опция подтверждения смены пароля доверенным лицом

Набор средств защиты аккаунтов от мошенников на платформе «Госуслуги» будет дополнен механизмом подтверждения смены пароля доверенным лицом. Об этом заявил журналистам глава Минцифры РФ Максут Шадаев.

Новая функциональность будет доступна как опция. Ожидается, что она заработает в III квартале текущего года.

«При желании любой пользователь портала сможет наделить человека, которому доверяет, полномочиями дополнительно подтверждать смену пароля, — цитирует ТАСС слова министра. — Второй человек тоже должен иметь аккаунт на Госуслугах».

Учетные записи Госуслуг — привлекательная цель для мошенников: в них содержится множество персональных данных, и взлом открывает доступ к различным сервисам, в том числе финансовым, которые можно использовать по своему усмотрению, действуя от имени жертвы.

Одноразовые СМС-коды как дополнительная мера защиты аккаунтов далеко не всегда спасают: злоумышленники научились с успехом их получать, реализуя различные схемы обмана с использованием телефонной связи, а затем блокировать доступ жертве, изменяя пароль. Новая опция закроет эту возможность.

В этом месяце на Госуслугах был запущен сервис «Жизненная ситуация», объединивший все доступные на портале средства противодействия мошенничеству. Здесь также размещены рекомендации для тех, кто столкнулся с мошенниками, и инструкции на случай раскрытия конфиденциальных данных.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru