Бэкдор Pure маскируется под «сверки» и «акты» — волна атак в РФ

Бэкдор Pure маскируется под «сверки» и «акты» — волна атак в РФ

Бэкдор Pure маскируется под «сверки» и «акты» — волна атак в РФ

Мошенники активно рассылают в российские организации троянов Pure под видом бухгалтерских документов. По данным «Лаборатории Касперского», с января число таких имейл-атак возросло в четыре раза в сравнении с показателем годовой давности.

Семейство Windows-зловредов Pure (загрузчик PureCrypter, инфостилер PureLogs, бэкдоPureRAT) в ИБ-компании отслеживают с 2022 года. Многофункциональные трояны предоставляются в пользование по модели MaaS (Malware-as-a-Service, «вредонос как услуга»).

В рамках текущей кампании злоумышленники распространяют поддельные письма с вредоносной ссылкой или RAR-вложением, которое содержит исполняемый файл, замаскированный под документ PDF.

Имена архивных файлов обычно содержат слова doc, akt, sverka, buh, oplata. Иногда также встречаются упоминания компаний, разрабатывающих бухгалтерский софт или предоставляющих услуги по его внедрению.

При запуске вредоносный экзешник копирует себя в папку %AppData% под именем Task.exe, создает в папке автозапуска скрипт Task.vbs и извлекает из ресурсов файлы StilKrip.exe (PureCrypter, загружающий PureLogs) и Ckcfb.exe (PureRAT).

Последний собирает информацию о зараженной системе (версия ОС, имя пользователя и компьютера, установленный антивирус) и в формате protobuf передает ее на C2-сервер, устанавливая SSL-соединение.

В ответ троян может получить команду на загрузку дополнительных модулей с данными конфигурации. Таких плагинов у PureRAT несколько десятков.

Модуль PluginPcOption, например, способен по команде выполнять самоудаление, перезапуск текущего файла, выключение / перезагрузку компьютера. Компонент PluginWindowNotify отслеживает запуск финансовых сервисов, чтобы оператор зловреда смог подключиться в режиме удаленного стола и опустошить счет жертвы.

 

Вредонос PureLogs умеет воровать данные из браузеров на основе Chromium и Gecko, а также из следующих приложений:

  • почтовых клиентов Foxmail, Mailbird, Outlook, MailMaster;
  • файловых менеджеров FileZilla, WinSCP;
  • мессенджеров Discord, Pidgin, Signal, Telegram;
  • OpenVPN, Proton VPN;
  • Steam, DownloadManager, OBS Studio, ngrok;
  • криптокошельков (40 наименований).

Стилер также интересуется браузерными расширениями (кошельки, менеджеры паролей) и обладает функциями загрузчика — по команде с С2 скачивает с указанного ресурса файл и запускает на исполнение.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники представляются сотрудниками ФНС и выманивают коды от Госуслуг

В преддверии сезона налоговой отчетности активизировались телефонные мошенники. Теперь злоумышленники представляются инспекторами Федеральной налоговой службы и под этим предлогом пытаются получить доступ к банковским счетам граждан.

Как рассказал Виктор Иевлев, руководитель отдела информационной безопасности группы компаний «Гарда» (входит в ИКС Холдинг), сценарий выглядит максимально убедительно.

«Звонящий представляется сотрудником ФНС, уверенно называет персональные данные собеседника — адрес, номер телефона, почту, ФИО и другие сведения. Такая детализация создаёт ощущение, что действительно звонят из налоговой. После этого “инспектор” обвиняет человека в неподаче декларации и предлагает записаться на приём. Для подтверждения записи якобы приходит СМС с кодом — обычно это код для входа в Госуслуги. Жертву просят его продиктовать», — поясняет эксперт.

На самом деле мошенники таким образом получают доступ к учётным записям и финансовым данным.

По словам специалистов, подобные атаки становятся возможными из-за масштабных утечек персональных данных. Информацию злоумышленники собирают из разных источников: баз утекших онлайн-магазинов и банков, данных data-брокеров, даркнет-площадок, а также открытых профилей в соцсетях. Склеивая фрагменты, они создают подробный «портрет» жертвы — и потому кажутся убедительными.

Эксперты напоминают:

  • ФНС не звонит гражданам, чтобы записать на приём или уточнить декларацию. Сделать это можно только через официальный сайт или через Госуслуги.
  • Никогда не сообщайте коды из СМС — ни под каким предлогом.
  • Если есть хоть малейшие сомнения — прекратите разговор и проверьте номер. Обычно он оказывается зарегистрирован на сторонние организации.
  • Если код всё же был передан мошенникам — сразу свяжитесь с банком, заблокируйте доступ к счетам и смените пароли от всех связанных сервисов, особенно от Госуслуг и личного кабинета ФНС.

«Чем больше информации о себе человек публикует в сети, тем проще злоумышленникам выстроить доверительный контакт. Не стоит недооценивать их подготовку — многие звонки звучат так, будто с вами разговаривает настоящий чиновник», — предупреждает Виктор Иевлев.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru