8,5% подсказок ИИ сливают ключи доступа и финансовые данные компаний

8,5% подсказок ИИ сливают ключи доступа и финансовые данные компаний

8,5% подсказок ИИ сливают ключи доступа и финансовые данные компаний

Проведенное в Harmonic Security исследование показало, что при вводе подсказок корпоративные пользователи ИИ-сервисов могут случайно слить конфиденциальные данные, в том числе финансовую информацию, ключи доступа и код проприетарного программного обеспечения.

В IV квартале 2024 года эксперты тщательно мониторили использование бизнесом Microsoft Copilot, ChatGPT, Google Gemini, Claude от Anthropic и Perplexity. За этот период были изучены тысячи посказок-стимулов, которыми сотрудники предприятий пользовались в ходе работы с инструментами на основе генеративного ИИ.

В подавляющем большинстве случаев юзеры решали простые задачи: резюмировали текст, редактировали блог-записи, оформляли документацию по кодам. Тем не менее 8,5% зафиксированных подсказок исследователи идентифицировали как угрозу утечки важных данных.

В 45,8% случаев такой ввод содержал клиентские данные — сведения об оплате счетов, идентификаторы для доступа к сервисам. Более четверти потенциально опасных подсказок (26,8%) раскрывали информацию о сотрудниках, в том числе расходы по зарплатам, послужные списки, персональные данные.

Умному бизнес-помощнику также могут неумышленно слить юридическую и финансовую информацию (процесс продаж, портфель инвестиций, сделки M&A), связанные с безопасностью сведения (результаты пентестов, конфигурация сети, отчеты об инцидентах), критические важные коды (ключи доступа, исходники проприетарного ПО).

 

«В большинстве случаев организации справляются с подобным сливом, блокируя запросы либо предупреждая пользователей о потенциальной опасности совершаемых действий, — комментирует гендиректор Harmonic Аластер Патерсон (Alastair Paterson). — Однако не все пока располагают такими возможностями. Беспокоит также большое количество бесплатных подписок».

Бесплатные ИИ-инструменты обычно хуже защищены, чем корпоративные версии. К тому же их пользовательское соглашение обычно предусматривает использование пользовательского ввода для тренинга, и риск утечки конфиденциальных данных для бизнеса в этом случае очевиден.

Согласно результатам исследования, сотрудники предприятий отдают предпочтение бесплатным подпискам на ИИ-услуги.

 

Эксперты не советуют прибегать к блокировкам, чтобы снизить риски. По их мнению, лучше управлять использованием ИИ, придерживаясь следующих рекомендаций:

  • мониторинг ввода данных в реальном времени;
  • использование платного доступа либо сервисов, не обучающих свои модели на пользовательском вводе;
  • визуальный контроль данных, которыми юзеры делятся с ИИ-инструментами, со стороны ИБ-служб;
  • ранжирование конфиденциальных данных по степени ущерба в случае потери;
  • создание правил использования ИИ с дифференциацией департаментов и групп;
  • обучение персонала ответственному использованию ИИ, с объяснением рисков.
AM LiveКак эффективно защититься от шифровальщиков? Расскажем на AM Live - переходите по ссылке, чтобы узнать подробности

Android-трояны в России маскируют под приложения для таксистов и курьеров

Специалисты F6 сообщили о новой мошеннической схеме, затрагивающей таксистов, курьеров и автолюбителей. Под видом «радаров коэффициентов» и приложений, помогающих ориентироваться на дорогах, злоумышленники распространяют через Telegram трояны для Android. Цель проста — получить доступ к банковским данным жертвы и оформить на неё кредиты.

С октября 2025 года мошенники используют как минимум девять телеграм-каналов для распространения поддельных приложений. Средний ущерб на одного пострадавшего — 11,2 тысячи рублей.

Первое выявленное приложение нацелено на профессиональных водителей. В названии — слова «радар» и «кэф», то есть повышенный коэффициент стоимости поездки. Идея выглядит заманчиво: приложение якобы показывает спрос в разных районах, предсказывает «точку Б» и даже цену поездки — что якобы недоступно в официальных сервисах.

Реклама таких приложений активно распространяется в чатах таксистов и курьеров. Ссылки ведут на телеграм-канал, где лежит APK-файл.

 

После установки программа запрашивает опасный набор разрешений — от СМС до вызовов, затем просит ввести данные банковской карты для «бесплатной подписки». Стоит это сделать — и злоумышленники получают возможность списывать деньги, а также оформлять микрозаймы от имени жертвы.

 

Второе приложение маскируется под предупреждающую систему о камерах, постах ДПС, пробках и авариях. В рекламе его называют «уникальным» и «не имеющим аналогов». Чтобы ускорить установку, мошенники обещают 1000 рублей каждому, кто скачает приложение в течение 72 часов, а еще — 90 дней «VIP-подписки».

Схема та же: реклама → телеграм-канал → APK-файл → разрешения → кардинг и кредиты на имя пользователя.

Это не первая кампания группы: ранее в 2025 году специалисты F6 и RuStore заблокировали более 600 доменов, распространявших DeliveryRAT под видом популярных приложений для доставки, маркетплейсов, банковских сервисов и других категорий.

По словам Евгения Егорова, ведущего аналитика Digital Risk Protection F6, мошенники активно адаптируют свои схемы под конкретные аудитории:

«На этот раз в опасной зоне оказались таксисты, доставщики, курьеры и обычные водители. Киберпреступники постоянно ищут новые способы обмана, даже если старые работают отлично».

AM LiveКак эффективно защититься от шифровальщиков? Расскажем на AM Live - переходите по ссылке, чтобы узнать подробности

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru