Злоумышленники все чаще используют для атак пиратские зловреды

Злоумышленники все чаще используют для атак пиратские зловреды

Злоумышленники все чаще используют для атак пиратские зловреды

В 2024 году для атак на российские компании киберпреступники все чаще используют коммерческие вредоносные программы, которые авторы прямо запретили применять против стран СНГ.

Такие зловреды злоумышленники находят на специфических форумах в даркнете или каналах в мессенджерах.

В трех четвертях случаях коммерческие вредоносы используются в финансово мотивированных атаках, приблизительно в каждом седьмом случае – для краж данных или шпионажа, около 4% атак совершают хактивисты. У оставшихся около 10% смешанная мотивация.

Как отмечают аналитики BI.ZONE, около 5% кластеров активности, атакующих компании из России и стран СНГ с помощью коммерческих вредоносных программ, нарушают предписания разработчиков, запретивших использовать свои разработки для атак на организации этого региона.

Такие запреты обычно связаны с тем, что сами разработчики вредоносных программ находятся на территории СНГ, и они они рассчитывают, что их будет сложнее вычислить и привлечь к ответственности, если их софт не будет применяться против местных компаний. Эта тенденция начала проявляться еще в прошлом году, но в 2024-м она стала массовой.

Первым примером такой практики стало использование White Snake. Злоумышленники распространяли вредоносную программу под видом требований Роскомнадзора, атакуя российские компании, несмотря на запрет разработчиков.

Вскоре после публикации исследования тему о продаже White Snake на популярном теневом форуме закрыли, и единственной площадкой для распространения стилера остался телеграм-канал разработчика. В настоящее время приобрести программу можно по цене от 200 (1 месяц использования) до 1950 долларов (бессрочная лицензия).

Похожая ситуация сложилась со стилером Rhadamanthys, цены на который варьировались от 59 долларов за 1 неделю использования до 999 долларов за бессрочную лицензию. Продажи стилера заблокировали на теневых ресурсах в апреле 2024 года, после того как стало известно, что группировка Sticky Werewolf применяет программу для атак на российские и белорусские организации.

Как правило, когда становится известно о применении того или иного вредоноса против компаний в странах СНГ, его продажи блокируют на теневых форумах, а разработчики переносят свою деятельность в Telegram.

Олег Скулкин, руководитель BI.ZONE Threat Intelligence:

«Группировка Stone Wolf совершила не менее 9 атак на российские компании с использованием стилера Meduza. По заверениям разработчиков, в него встроен модуль, ограничивающий реализацию атак на территории СНГ. Однако Stone Wolf модифицировала софт, отключив функцию запрета. Доработанный таким образом стилер преступники рассылали во вложениях к фишинговым письмам от лица реальной компании, которая работает в сфере промышленной автоматизации».

Авиакомпании, СМИ и магазины: расширен «белый список» интернета

В России расширили так называемый «белый список» сайтов и сервисов, которые продолжают работать даже в периоды ограничений мобильного интернета, вводимых по соображениям безопасности. В перечень добавили сразу несколько десятков новых ресурсов — от госорганов и СМИ до магазинов, авиакомпаний и сервисов повседневных услуг.

На новом этапе в список вошли, в частности, информационный ресурс «Итоги года с Владимиром Путиным», сайты Совета Федерации, МВД и МЧС, движение «Движение первых», а также авиакомпании «Аэрофлот» и «Победа».

Среди инфраструктурных и деловых ресурсов — «Россети», «Росатом Сеть зарядных станций», Московская биржа, оператор связи «Мотив» и портал по поиску работы HeadHunter.

Перечень пополнился и сервисами для повседневных задач: каршерингом «Ситидрайв», логистической компанией «Деловые линии», сетью ресторанов «Вкусно — и точка», онлайн-кинотеатром «Иви», а также крупными торговыми сетями — «ВкусВилл», «Ашан», «Спар», Metro и «Петрович».

Отдельный блок — средства массовой информации. В «белый список» включены как сайты и приложения федеральных телеканалов (Первый канал, НТВ, RT, ОТР, ТВЦ, ТНТ, СТС, «Пятый канал», «РЕН ТВ», «Пятница», «Домашний», «Муз-ТВ», «Мир», «Спас»), так и печатные издания и цифровые СМИ: «Аргументы и факты», «Российская газета», «Ведомости», «Московский комсомолец», а также приложение «Радиоплеер».

Кроме того, список продолжает расширяться за счёт региональных ресурсов. Ранее туда уже входили социально значимые сервисы в сферах здравоохранения, образования, транспорта и региональных госуслуг. Теперь к ним добавились сайты администраций субъектов РФ и дополнительные региональные платформы.

Напомним, что в «белый список» также входят сайты Президента и Правительства России, крупные маркетплейсы (Ozon, Wildberries), сервисы заказа такси («Яндекс», «Максим») и онлайн-кинотеатры («Кинопоиск», «Винк», Kion, Okko). Перечень формируется на основе предложений федеральных и региональных властей и согласовывается с органами, отвечающими за вопросы безопасности. Работа над его расширением продолжается.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru