Уязвимости робота-игрушки позволяли общаться с чадом без ведома родителей

Уязвимости робота-игрушки позволяли общаться с чадом без ведома родителей

Уязвимости робота-игрушки позволяли общаться с чадом без ведома родителей

В «Лаборатории Касперского» изучили обучающего робота китайского производства и обнаружили уязвимости, которые можно использовать для получения данных о ребенке и общения с ним втайне от родителей. Вендора поставили в известность, проблемы уже решены.

Подвергнутая анализу подвижная детская игрушка, по словам экспертов, представляет собой интерактивное Android-устройство с цветным экраном, микрофоном и видеокамерой. В комплект входят игровые и обучающие приложения для детей, голосовой ассистент, средства подключения к интернету и связи с родителями через приложение, установленное на их смартфонах.

При начальном запуске робот просит обновить софт, выбрать сеть Wi-Fi, привязаться к устройству родителя (чтобы тот смог звонить и отслеживать активность и успехи ребенка), а также ввести имя и возраст пользователя.

Исследование показало, что умный гаджет общается со своим сервером по HTTP, и все данные передаются в открытом виде (сейчас перешел на HTTPS — после обновления прошивки). В результате злоумышленник мог, используя сетевой анализатор, перехватить информацию о ребенке.

Некоторые сетевые запросы тоже позволяли получить конфиденциальные данные. Так, токен доступа к API формировался на основе юзернейма, пароля и ключа, однако сервер отдавал его, не проверяя правильность пароля.

Запрос конфигурации осуществлялся по уникальному ID, однако последний можно было угадать подбором: он состоял из девяти символов и был схож с идентификатором P/N (номером партии), указанным на корпусе робота. Подобная возможность позволяла получить информацию о владельце игрушки, такую как имя, пол, возраст, IP-адрес, страна проживания.

Другой запрос по тому же ID возвращал имейл и телефонный номер родителя, а также код для привязки его мобильного устройства — одноразовый шестизначный пароль, который в отсутствие лимита на попытки ввода легко ломался брутфорсом. Заполучив такие ключи, злоумышленник мог перепривязать робота, подменив родительский аккаунт своим.

 

Исследование также выявило неадекватность защиты видеосвязи: при открытии сессии не проводилось надлежащих проверок. Из-за этого можно было, используя камеру и микрофон, звонить ребенку без ведома родителей.

 

Система обновления робота тоже оказалась несовершенной: отдаваемые с сервера архивы не заверялись подписью. В результате злоумышленник потенциально имел возможность заменить такой файл вредоносным.

«При покупке умных устройств необходимо обращать внимание не только на их развлекательные и образовательные опции, но и на уровень защищённости, — комментирует Николай Фролов, старший исследователь Kaspersky ICS CERT. — Мы рекомендуем родителям внимательно изучать обзоры умных игрушек, следить за новостями об обновлениях программного обеспечения и по возможности присматривать за ребёнком, пока он взаимодействует с таким гаджетом».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники представляются сотрудниками ФНС и выманивают коды от Госуслуг

В преддверии сезона налоговой отчетности активизировались телефонные мошенники. Теперь злоумышленники представляются инспекторами Федеральной налоговой службы и под этим предлогом пытаются получить доступ к банковским счетам граждан.

Как рассказал Виктор Иевлев, руководитель отдела информационной безопасности группы компаний «Гарда» (входит в ИКС Холдинг), сценарий выглядит максимально убедительно.

«Звонящий представляется сотрудником ФНС, уверенно называет персональные данные собеседника — адрес, номер телефона, почту, ФИО и другие сведения. Такая детализация создаёт ощущение, что действительно звонят из налоговой. После этого “инспектор” обвиняет человека в неподаче декларации и предлагает записаться на приём. Для подтверждения записи якобы приходит СМС с кодом — обычно это код для входа в Госуслуги. Жертву просят его продиктовать», — поясняет эксперт.

На самом деле мошенники таким образом получают доступ к учётным записям и финансовым данным.

По словам специалистов, подобные атаки становятся возможными из-за масштабных утечек персональных данных. Информацию злоумышленники собирают из разных источников: баз утекших онлайн-магазинов и банков, данных data-брокеров, даркнет-площадок, а также открытых профилей в соцсетях. Склеивая фрагменты, они создают подробный «портрет» жертвы — и потому кажутся убедительными.

Эксперты напоминают:

  • ФНС не звонит гражданам, чтобы записать на приём или уточнить декларацию. Сделать это можно только через официальный сайт или через Госуслуги.
  • Никогда не сообщайте коды из СМС — ни под каким предлогом.
  • Если есть хоть малейшие сомнения — прекратите разговор и проверьте номер. Обычно он оказывается зарегистрирован на сторонние организации.
  • Если код всё же был передан мошенникам — сразу свяжитесь с банком, заблокируйте доступ к счетам и смените пароли от всех связанных сервисов, особенно от Госуслуг и личного кабинета ФНС.

«Чем больше информации о себе человек публикует в сети, тем проще злоумышленникам выстроить доверительный контакт. Не стоит недооценивать их подготовку — многие звонки звучат так, будто с вами разговаривает настоящий чиновник», — предупреждает Виктор Иевлев.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru