За год в Сеть утекло 240 млн телефонов и 123 млн имейл россиян

За год в Сеть утекло 240 млн телефонов и 123 млн имейл россиян

За год в Сеть утекло 240 млн телефонов и 123 млн имейл россиян

В 2023 году сервис DLBI (разведки уязвимостей и утечек данных) зафиксировал более 290 киберинцидентов в рунете. В результате было суммарно скомпрометировано 240 млн телефонных номеров и 123 млн имейл-адресов пользователей.

Украденные ПДн выставлялись на продажу в даркнете, расшаривались в закрытых форумах и телеграм-каналах, выкладывались в общий доступ. Заметим, похожую статистику опубликовала в прошлом месяце ГК «Солар».

Чаще всего утечки, по данным DLBI, происходили в таких вертикалях, как электронная коммерция (около 40% инцидентов), здравоохранение и индустрия развлечений (9 и 8,5% соответственно). По объему украденных данных лидируют банки (47% номеров телефона) и e-commerce (38% адресов имейл).

 

Примечательно, что доля крупных утечек (свыше 1 млн уникальных записей) за год сократилась с 30 до 10%. Злоумышленники теперь предпочитают объединять слитые базы с целью использования в дальнейших атаках (например, по методу credential stuffing).

«В 2022 году атаки были более целевыми и направлялись на крупные российские компании, взлом которых мог стать громким пиар-поводом, — комментирует основатель DLBI Ашот Оганесян, — После того как эти компании более плотно занялись информационной безопасностью, такая стратегия стала неэффективной и уступила место массовому сканированию российского сегмента сети с последующем взломом любых ресурсов, имеющих уязвимости».

Как выяснилось, утечки личных данных беспокоят 81% россиян. Чтобы заставить участников рынка усерднее блюсти интересы клиентов, власти решили ввести оборотные штрафы за такие инциденты и криминализировать незаконный оборот ПДн.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Дипфейки и боты атакуют российскую логистику

Мошенники всё активнее применяют технологии искусственного интеллекта для подделки транспортных документов, контактных и платёжных данных. В ход идут как простые боты, так и более сложные решения, включая дипфейки. В результате перевозчики и водители остаются без оплаты за доставку.

Чаще всего ИИ используется для подделки документов. В комментарии для «Известий» основатель отраслевого портала Main Transport Роман Судоргин отметил широкое распространение фальшивых СМС-чеков об оплате транспортных услуг, сгенерированных ИИ.

Источник издания в транспортной отрасли сообщил, что за последнее время мошенники существенно улучшили внешний вид фишинговых сайтов. Если раньше их можно было распознать по ошибкам и неуместным логотипам, то теперь благодаря ИИ они стали практически неотличимы от настоящих.

ИИ также повышает эффективность атак, связанных с так называемым товарным рейдерством. Мошенники подменяют контактные и платёжные данные на биржах грузоперевозок, создают фиктивных перевозчиков, используя реальные сведения компаний-жертв, включая документы и фотографии.

«Злоумышленники создавали аккаунты в мессенджерах, визуально полностью копирующие профиль компании, — рассказал владелец сети дилерских центров «Альянс Тракс» Алексей Иванов. — От её имени они выходили на связь с сотрудниками, задавая на первый взгляд безобидные, но на деле провокационные вопросы: о прошлом месте работы, конфликтах с руководством, сменах позиций. Цель — собрать информацию для возможного давления, дискредитации или создания «легенды» для более сложных атак».

По словам руководителя продукта Solar Dozor ГК «Солар» Дмитрия Мешавкина, технологии дипфейк также становятся всё более распространёнными. Один из популярных приёмов — так называемый fake boss: мошенники используют поддельные голосовые сообщения от имени руководителей, чтобы, например, заставить сотрудников перевести деньги на счета злоумышленников или перенаправить груз в нужное им место.

Иногда дипфейки используются для сбора информации о маршрутах грузов, представляющих интерес для рейдеров. Также с помощью ИИ создаются фальшивые документы — накладные, сертификаты и другие.

Основатель сервиса мониторинга утечек данных DLBI Ашот Оганесян отметил, что цели атак зависят от масштаба компании. В случае с крупными организациями злоумышленников интересуют данные, которые можно продать. В атаках на водителей и подрядчиков чаще всего речь идёт о прямом товарном захвате.

Как подчеркнул аналитик Координационного центра доменов .RU/.РФ Евгений Панков, одной из причин уязвимости отрасли остаётся низкий уровень цифровой грамотности:

«Логистика — крупный и динамичный сектор экономики, где активно работают малый и средний бизнес, а также частные перевозчики. У многих из них нет собственных систем киберзащиты, и уровень цифровой грамотности низкий — всё это делает их удобной мишенью для мошенников».

Дмитрий Мешавкин в свою очередь отметил, что самым уязвимым элементом в отрасли остаётся персонал. Он рекомендует логистическим компаниям внедрять обязательную двойную верификацию для всех операций, связанных с изменением маршрутов, переводами средств и передачей грузов. Любой «срочный» звонок от руководства, по его словам, должен дополнительно подтверждаться через альтернативный канал связи.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru