Солар попал под санкции: причины и следствия

Солар попал под санкции: причины и следствия

Солар попал под санкции: причины и следствия

14 сентября Минфин США объявил о новом пакете санкций против российских физических и юридических лиц. В их число попала российская компания «Солар», работающая в сфере ИБ.

14 сентября Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) ввело около 100 санкций против российских руководителей и ряда российских промышленных компаний, финансовых институтов и вендоров. В число пораженных в правах попал ряд российских компаний, в том числе тех, кто выпускает продукцию для гражданского применения. Среди них оказалась компания ООО «Solar Security». Это – прежнее название, которое до 14 сентября носила компания «РТК-Солар».

Официальная причина для наложения санкций – «оказание давления и введение экономических ограничений для подрыва потенциала России для ведения боевых действий против Украины».

Если конкретно, то в вину компании ООО «Солар Секьюрити» («Солар Секьюрити») поставлена ее сфера деятельности: «анализ угроз и предотвращение вторжений, участие в строительстве и поддержке систем кибербезопасности, а также обладание лицензией ФСБ России на разработку, производство и распространение средств шифрования». Такой набор предъявленных обвинений выглядит более чем странным.

Как сообщает ТАСС, в пресс-службе «Ростелеком-Солар» уже отреагировали на появление в санкционном списке Минфина США и отметили, что это «не отразится на ее операционной деятельности. <…> На сегодняшний день все решения и технологии компании импортозамещены. <…> «Солар» продолжит работать в штатном режиме».

Ребрендинг «Солар» не связан санкциями

Отметим также, что в этот же день (14 сентября) группа компаний «Солар» презентовала свой обновленный бренд и сообщила о разделении бизнеса на два направления с созданием двух автономных подразделений: работа 1) с коммерческими и 2) государственными заказчиками. Каждая из новых компаний будет функционировать под собственным брендом. Отдельно будет запущен Центр исследования киберугроз Solar 4RAYS, сформирована система доменов экспертизы; набор продуктового предложения будет дополнен услугой управленческого консалтинга.

Проводилось ли разделение компании с учетом предстоящего появления в санкционном списке? Ни во время ребрендинга, ни в кулуарах мероприятия не сообщалось об этом.

Интервью с топ-руководителем «Солар»

В кулуарах мероприятия по ребрендингу мы задали несколько вопросов Владимиру Дрюкову, директору центра противодействия кибератакам Solar JSOC. Как минимум, мы (издание Anti-Malware.ru) не знали на тот момент о предстоящих изменениях (введении санкций). Но полученные в интервью ответы позволяют лучше понять позицию компании «Солар». Они также позволяют оценить объективность выдвинутых против нее обвинений и наложении санкций.

 

Anti-Malware.ru: В последнее время в мире встречаются две различные доктрины безопасности: наступательная и оборонительная? Какой модели придерживаются в «Солар»?

Владимир Дрюков: Выбор доктрины не меняет принципиально то, что происходит в реальности. Он скорей характеризует «импульс», который потом трансформируется в принятие тех или иных решений при реализации оборонительных мер в ИБ.

Здесь очень важна граница. Когда мы говорим о наступательной кибербезопасности, то речь идет о том, что внутри страны могут создаваться команды, которые нацелены на профессиональный взлом чужих (иностранных) инфраструктур, шпионаж, добычу данных, осуществление деструктивных действий, атаку на опережение и т. д.

Можно рассмотреть гипотетический пример: давайте взломаем электростанцию, чтобы в городе случился блэкаут (системная авария в энергосистеме, сопровождаемая массовым отключением потребителей). Это позволит выполнить другие наступательные действия.

Но данная концепция бесконечно далека даже от нашей текущей доктрины (которой придерживается «Солар»).

Но есть другая история. Если вас «ломают» с определенного хакерского ресурса и вы знаете местонахождение его центра управления, то в распоряжении защищающихся есть инструменты, которые позволяют взломать и удалить «вирусное тело» нападающих, т. е. <совершить> инвазивные действия против атакующего. Но это уже другая, «серая» область в системах безопасности.

Действительно, некоторые <за рубежом> активно используют именно эту модель. Например, известны случаи, когда ФБР пропатчила все роутеры, взломав их и установив свои обновления. Таким путем был обезврежен центр управления нападающей стороны, что позволило удалить «вирусное тело» отовсюду в сети – они запускались «от кнопки» в центре управления.

Эта функциональность была бы полезна для тех, кто занимается практической кибербезопасностью. Но мы сейчас не имеем права применять воздействие против атакующего. Возможно, эта доктрина будет изменена через какое-то время (но пока этого не произошло).

С другой стороны, американская сторона не просто применяет, а предлагает размещать соответствующие инструменты в продуктах. Это позволяет иметь возможность реализовать подобные защитные действия. Нечто похожее наблюдается в российской зоне ответственности.

Пока мы («Солар») видим «серое поле» – инвазивное воздействие на атакующую инфраструктуру. Фактов предварительного захвата оборудования (со стороны атакующих) пока не видно. Эта «зона» для нас по-прежнему остается под запретом.

Что можно добавить к сказанному?

Вернемся к событиям 2010 года. Тогда стало известно о кибероружии в виде червя под названием Stuxnet.

Сначала нападающая сторона сумела подбросить вредоносный код на USB-накопитель иранского рабочего. Он занес код в государственные компьютерные сети. В результате вирус распространился, заразив в общей сложности 15 крупных государственных объектов, в том числе главную цель — иранский ядерный объект в городе Нетензе (Natanz).

После «нажатия кнопки» установленные на предприятии центрифуги вышли из-под контроля и перешли в ускоренное вращение. Процесс продолжался до их разрушения. Согласно обнародованным данным, было выведено из строя более 900 центрифуг, при этом рабочие предприятия могли только беспомощно наблюдать за происходящим.

Уже в 2012 году американское издание The Washington Post опубликовало не только информацию о создателе первого экземпляра «кибероружия», но и объявило о законности данного вида воздействия.

Как оказалось, решение о применении было выдано в рамках действующей Президентской политической директивы (PPD-20). В соответствии с духом того времени она ограничивала использование деструктивного наступательного кибероружия только контролем со стороны первого лица государства (на тот момент, президента Барака Обамы). Это была первая публичная демонстрация того, что в США перешли на наступательную доктрину безопасности.

«Солар» и санкции

Изложенные в этой статье факты позволяют дать оценку попаданию компании «Солар» в санкционные списки.

При отсутствии прямых доказательств в совершении каких-либо деструктивных действий и, наоборот, существовании прямых подтверждений применения наступательной доктрины безопасности со стороны США, похоже, происходит раскачка рынка ИБ. Включение «Солар» в санкционный список выглядит как попытка навязать ложное мнение о компании и опорочить ее бизнес-деятельность.

Но остается вопрос: на кого будут распространяться санкции. Дело в том, что после ребрендинга такой компании, как Solar Security, не существует. Более того, компания с таким названием уже была переименована еще задолго до начала подготовки санкций. Против кого тогда они направлены?

Этот вопрос остается открытым, хотя, думается, речь идет скорей о политическом давлении, чем о практической  стороне. Но придется подождать и посмотреть, как в реальности будут воплощаться санкции. Пока создается впечатление, что ничего особенно не произошло.

Avanpost представила E-Passport — цифровой паспорт для бесшовного SSO

Компания Avanpost представила новую технологию E-Passport, которая стала частью продукта Avanpost Unified SSO. По сути, речь идёт о цифровом «паспорте» сотрудника, который привязывается не к паролю, а к устройству и защищённой сессии. E-Passport работает как цифровой идентификатор пользователя на личном (BYOD) или корпоративном устройстве и реализован в виде криптографической пары ключей.

Эта связка превращает рабочее место и мобильное устройство сотрудника в защищённое хранилище сессии через Avanpost Authenticator и позволяет безопасно передавать её между устройствами без риска перехвата.

Технология лежит в основе бесшовной аутентификации во всех корпоративных системах — от веб-сервисов до классических десктопных приложений. Сотруднику достаточно один раз пройти аутентификацию, после чего он автоматически получает доступ ко всем нужным внутренним ресурсам без постоянного ввода паролей. При этом единая сессия остаётся защищённой и соответствует принципам Zero Trust.

В Avanpost подчёркивают, что Unified SSO с E-Passport решает сразу несколько задач. Во-первых, обеспечивает криптографически стойкую защиту от перехвата и клонирования сессий — даже если пароль скомпрометирован. Во-вторых, объединяет веб- и десктоп-приложения в одну сессию с поддержкой централизованного завершения работы (Single Logout).

В-третьих, позволяет непрерывно контролировать защищённость сессии и при необходимости принудительно завершать её как в приложениях, так и на рабочих станциях под управлением Windows и Linux.

Один из типовых сценариев использования E-Passport — когда сотрудник проходит аутентификацию один раз при входе в систему и дальше работает со всеми корпоративными сервисами без дополнительных запросов логина и пароля. Такой подход снижает нагрузку на ИТ-поддержку, ускоряет рабочие процессы и одновременно повышает уровень безопасности.

«E-Passport позволяет компании перейти к архитектуре Zero Trust, в которой каждый запрос, устройство и пользователь постоянно проверяются, а привязка цифровой идентичности к устройству становится новым стандартом защищённого доступа», — отметил Дмитрий Грудинин, владелец линейки продуктов Avanpost Access.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru