В России снизился объем продаж персональных антивирусов

В России снизился объем продаж персональных антивирусов

В России снизился объем продаж персональных антивирусов

Российский рынок ИБ-софта потребительского класса за полгода сократился на 61% — до 268 млн рублей. Эксперты объясняют это уходом западных компаний, которые закупали антивирусы у партнеров, и снижением покупательной способности россиян.

По данным крупной аналитической компании, с которыми ознакомился «Ъ», в период с января по май снизился не только объем продаж антивирусов и решений сетевой безопасности (Internet Security и Total Security), но также число проданных лицензий — до 195 тысяч, тоже на 61%. Словацкая ESET показала падение в продажах в количественном и денежном выражении почти на 100%, чешская Avast — на 92% и 83% соответственно.

Рост демонстрирует только Bitdefender — в 1,5 раза и в штуках, и в деньгах. Не исключено, что он связан с действиями ретейлеров, которые начали предлагать продукты румынского вендора вместе с ноутбуками и другими устройствами.

Российский Dr.Web сократил продажи на 14% (в денежном выражении — на 25%). В то же время доля «Лаборатории Касперского» на рынке увеличилась до 94%, против 80% годом ранее, однако число проданных лицензий сократилось на 54%.

По данным самой Kaspersky, за первые пять месяцев 2023 года продажи ее продуктов для конечных пользователей возросли более чем на 10%. В компании считают, что это связано с импортозамещением и пересмотром подхода к предоставлению кибербезопасности — переходом на расширенные версии для индивидуального пользования.

По мнению Анатолия Ромашева, директора департамента проектирования «Информзащиты», перераспределение долей рынка произошло из-за того, что россиян лишили возможности напрямую купить продукт у западных производителей. Китайские и индийские аналоги пока экзотика, и спрос в основном удовлетворяют отечественные вендоры..

Заместитель гендиректора «Гарда Технологий» Рустэм Хайретдинов считает, что одной из причин падения рынка пользовательской безопасности является уход Microsoft из России. В марте прошлого года техногигант прекратил продажи новых продуктов в стране, а в июне объявил о сокращении деловых операций. В итоге россиянам пришлось довольствоваться пиратскими версиями Windows и бесплатными антивирусами (их количество тоже растет).

Несмотря на активную кампанию по продвижению российских ОС, доля Windows в России все еще высока — по данным Statcounter, более 48% по состоянию на июнь.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Сайты будут штрафовать за аутентификацию через зарубежные сервисы

Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, который предусматривает штрафы для владельцев сайтов за использование зарубежных сервисов аутентификации пользователей. Для граждан предлагается установить штраф в размере 10–20 тыс. рублей, для организаций — до 700 тыс. рублей.

Документ появился в системе обеспечения законодательной деятельности. Законопроект вводит ответственность за нарушение установленного порядка аутентификации на российских интернет-ресурсах.

Согласно действующей редакции закона «Об информации», аутентификация пользователей на сайтах должна осуществляться одним из следующих способов:

  • через номер мобильного телефона;
  • с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА);
  • через единую биометрическую систему;
  • с помощью сервиса аутентификации, владельцем которого является гражданин России без иного гражданства.

За нарушение этих требований предусмотрены штрафы: для физических лиц — 10–20 тыс. рублей, для должностных лиц — 30–50 тыс. рублей, для юридических — 500–700 тыс. рублей. При повторном нарушении штрафы удваиваются. Для реализации инициативы предлагается внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях.

Кроме того, законопроект устанавливает ответственность за нарушение правил использования рекомендательных технологий. В частности, речь идёт о случаях, когда такие технологии нарушают права российских граждан и организаций, используются без уведомления пользователей, либо если на сайте отсутствуют правила их применения. Также предлагается штрафовать владельцев сайтов за отсутствие контактной информации для обратной связи.

«Обычных пользователей интернета это не коснется — только тех владельцев сайтов и приложений, которые уже два года игнорируют закон. Инициатива направлена на дальнейшее уменьшение зависимости Рунета от решений из недружественных стран», — прокомментировал инициативу один из её авторов, первый зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru