Фонд компенсаций за утечки демотивирует бизнес вкладываться в кибербез

Фонд компенсаций за утечки демотивирует бизнес вкладываться в кибербез

Фонд компенсаций за утечки демотивирует бизнес вкладываться в кибербез

Ассоциация больших данных критикует инициативу Минцифры создать фонд компенсаций жертвам утечек. Расчет выплат “под одну гребенку” не будет учитывать реальную степень защищенности данных. В итоге бизнес перестанет инвестировать в кибербезопасность.

О позиции Ассоциации больших данных (АБД) пишет сегодня “Ъ”. В союз входят “Яндекс”, VK, Сбербанк, операторы большой тройки, “Ростелеком” и Фонд Сколково. “Ноту протеста” ИТ-игроки направили в Минцифры 21 октября.

Создание фонда компенсаций пострадавшим от утечек обсуждают с лета. Наполнять его планируют оборотными штрафами компаний, допустивших потерю данных.

В АБД считают такую инициативу нецелесообразной. На содержание фонда опять потратят бюджетные деньги, а фактические суммы компенсаций “будут непредсказуемы”.

Ассоциация полагает, что компаниям было бы эффективнее инвестировать в аудиты собственных информсистем, чем переводить деньги в фонд.

Единая методика расчета компенсации не будет учитывать реальную степень защищенности данных и виновности компании, что “демотивирует инвестировать в кибербезопасность”, следует из позиции АБД.

А возможность как раз избежать оборотного штрафа в случае нарушения могла бы стимулировать компании проводить добровольный аудит систем безопасности, отметила президент АБД Анна Серебряникова.

В 2022 году число утечек персональных данных в России резко возросло. По данным InfoWatch, за первые полгода в Сеть попало 305 баз данных. Это на 46% больше, чем год назад. Август побил даже майский рекорд по утечкам — 100 баз за месяц.

Объем похищенной информации за год увеличился более чем в 16 раз — речь идет почти о 200 млн записях. Сейчас максимальный штраф за утечку для организаций составляет 100 тыс. руб.

В начале октября стало известно о финальной версии законопроекта об оборотных штрафах. Минцифры предлагает наказывать оборотом, если в Сеть попала база с 10 тыс. записей, из которых минимум 1 тыс. человек можно точно установить. Если в базе больше 100 тыс. строк, идентифицировать должны 10 тыс. человек. Штраф составит 0,02% от оборота, но не менее 1 млн руб.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники вновь задействуют схему с заменой полисов ОМС

Мошенники под предлогом замены полисов обязательного медицинского страхования (ОМС) пытаются получить доступ к личному кабинету гражданина на портале Госуслуг, после чего оформляют микрозаймы от его имени.

Подобные схемы фиксировались и ранее. Первая волна афер, связанных с якобы заменой полисов ОМС, наблюдалась осенью 2024 года — тогда злоумышленники действовали от имени страховых компаний.

Вторая волна активности была зафиксирована МВД в конце апреля 2025 года. Тогда мошенники представлялись сотрудниками Минздрава и убеждали установить фальшивое приложение, замаскированное под сервис страховой компании или министерства. В действительности оно содержало вредоносную программу.

О новой разновидности схемы сообщил РИА Новости эксперт по социотехническому тестированию Angara Security Яков Филевский:

«Злоумышленники вдохнули новую жизнь в старую мошенническую схему. Теперь под видом массовой замены старых полисов ОМС на новые с QR-кодом они получают доступ к финансовой информации граждан. Во время звонка они представляются сотрудниками страховых компаний и используют персональные данные — имя, отчество, дату рождения, — а также профессиональные термины, чтобы завоевать доверие».

По словам эксперта, мошенники стараются создать видимость официальной процедуры. Например, они утверждают, что готовый полис можно будет получить в МФЦ или офисе страховой компании, а уведомление якобы придёт через портал Госуслуг. В завершение разговора жертве предлагают подтвердить некое действие, сообщив код из СМС — именно это и является главной целью аферы. При этом злоумышленники не дают времени на обдумывание, торопят с ответами и стараются не оставить жертве шанса перепроверить информацию.

Получив доступ к аккаунту на Госуслугах, мошенники регистрируются на финансовых маркетплейсах и оформляют микрозаймы от имени жертвы. Для этого они изменяют контактные данные в профиле, чтобы человек не получил уведомления. В итоге пострадавший узнаёт о кредите не сразу и вынужден разбираться с его последствиями: испорченной кредитной историей, претензиями от кредиторов и необходимостью оспаривания долгов.

Эксперт напоминает: представители банков и госорганов никогда не просят сообщать коды из СМС. При получении подозрительного звонка его следует немедленно прекратить и проверить информацию напрямую — через официальные номера банков, МФЦ или страховой компании, либо на их сайтах.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru