Минцифры обсуждает фонд выплат пострадавшим от утечек

Минцифры обсуждает фонд выплат пострадавшим от утечек

Минцифры обсуждает фонд выплат пострадавшим от утечек

В России может появиться фонд материальной компенсации гражданам, пострадавшим от утечек персональных данных. Наполнять его планируют штрафами провинившихся компаний.

Первый раз о планах создать такой фонд заговорили в середине июля. Сами оборотные штрафы Минцифры обсуждает до сих пор.

Идею фонда выплат пострадавшим подтвердили “Ъ” три источника: два собеседника, близких к диалогу, и один — в крупной российской ИТ-компании.

Средства, по их словам, могут быть выделены из оборотных штрафов, которые компании обяжут выплачивать за утечки данных.

В Минцифры уточнили, что сейчас прорабатывается механизм компенсаций: “Нужно определить, как будет высчитываться объем, при каких условиях можно будет претендовать на выплаты, другие детали”.

Экспертам идея фонда нравится, смущает только возможная реализация.

Текущая версия законопроекта, вводящего оборотные штрафы за утечки, не учитывает интересы жертв утечек: штрафы пойдут в федеральный бюджет, отмечает директор НКО “Информационная культура” Иван Бегтин.

Однако эксперт опасается, что разработка и утверждение механизма могут занять длительное время, вплоть до года, поскольку потребует согласования с правительством, депутатами и участниками рынка.

“Создание фонда в любом случае шаг вперед, при этом компенсация должна зависеть от реального или потенциального ущерба пользователя, но определить его бывает сложно, и практики для ориентира сейчас нет”, — говорит GR-директор “СерчИнформ” Ольга Минаева.

Создание фонда для выплаты компенсаций потребует существенных административных издержек, содержания бюрократического аппарата, системы учета и распределения компенсаций, поясняет зампред комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Борис Едидин.

До сих пор неясно также, придется ли гражданам, пострадавшим от утечки, обосновывать ущерб и доказывать его, “в этом случае компенсацию смогут получить единицы”, добавляет директор центра разработки Artezio Дмитрий Паршин. Если же компенсация будет разделена между всеми жертвами утечек, то сумма на каждого может оказаться незначительной.

Вопрос повышения штрафов за утечки стал актуальным после 24 февраля. Многие компании, допустившие потерю данных клиентов, отделались выплатами в 60 тысяч рублей. Среди них Яндекс.Еда и Гемотест. Самый большой штраф “грозит” только Ростелекому — 100 тыс. рублей.

Linux вдохнул новую жизнь в видеокарты AMD 2011–2013 годов

Старые видеокарты AMD получили неожиданно хорошие новости из мира Linux. В ближайшей версии ядра Linux 6.19, выход которой ожидается в феврале 2026 года, появится полноценная поддержка графических процессоров на архитектурах GCN 1.0 и 1.1 — тех самых, что дебютировали ещё в 2011–2013 годах.

Речь идёт о поколениях Southern Islands и Sea Islands, знакомых по таким моделям, как Radeon HD 7970, HD 7950, а также Radeon R9 290 и 290X.

До сих пор владельцы этих видеокарт были вынуждены мириться с ограничениями: современный драйверный стек AMDGPU официально поддерживал только GCN 1.2 и более новые архитектуры. Старые GPU оставались за бортом всех свежих оптимизаций.

Ситуацию удалось изменить благодаря работе Тимура Кристофа и команды Valve, которая активно участвует в развитии графического стека для Linux. В результате для GCN 1.0 и 1.1 подготовили новые открытые драйверы, которые теперь планируется включить в основную ветку ядра.

И это не просто «поддержка для галочки». По тестам Phoronix, перевод Radeon HD 7950 на новый драйверный стек даёт прирост производительности до 30%. Особенно заметен эффект в старых OpenGL-играх, где оптимизации оказываются наиболее эффективными.

Одна из ключевых причин такого прироста — полноценная поддержка Vulkan-драйвера RADV из Mesa. Ранее владельцы старых карт были фактически лишены преимуществ современного графического стека, а теперь получают более быстрый и стабильный рендеринг.

Разумеется, ждать чудес не стоит: видеокарты 12–14-летней давности не станут внезапно пригодными для современных AAA-проектов. Но для повседневной работы, старых игр и просто более плавного интерфейса улучшения будут вполне ощутимыми.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru