macOS-зловред UpdateAgent получил новый дроппер, написанный на Swift

macOS-зловред UpdateAgent получил новый дроппер, написанный на Swift

macOS-зловред UpdateAgent получил новый дроппер, написанный на Swift

Исследователи macOS-угроз из американской компании Jamf проанализировали свежий образец UpdateAgent и обнаружили ряд изменений. Как оказалось, заточенный под macOS зловред теперь закачивает дополнительную полезную нагрузку, используя дроппер, написанный на Swift.

Троян UpdateAgent, он же WizardUpdate и Vigram, известен ИБ-сообществу с конца 2020 года. Вначале он был пригоден лишь для кражи системной информации, но проект постоянно совершенствуется, и в итоге вредонос, умеющий обходить Gatekeeper, стал использоваться для доставки из облака других файлов в рамках атаки — в основном программ для принудительного показа рекламы (adware).

Новый дроппер UpdateAgent, по свидетельству Jamf, маскируется под легитимный бинарник Mach-O с именем PDFCreator либо ActiveDirectory. При исполнении он подключается к удаленному серверу (URL в этих вариантах разные) для получения команд, отдаваемых в виде bash-скрипта.

Исполнение заархивированного сценария (activedirec.sh или bash_qolveevgclr.sh) бесфайловым методом является главной задачей Swift-дроппера. Вставленная в скрипт ссылка привязана к хранилищу Amazon S3 с DMG-файлом — приложением, копию которого дроппер помещает в папку временных файлов.

Примечательно, что вредонос также модифицирует файл /etc/sudoers таким образом, чтобы повысить уровень исполнения вторичной полезной нагрузки до root, притом без пароля на запуск. Этот трюк возможен лишь в том случае, когда UpdateAgent работает с привилегиями суперпользователя.

Помимо этого зловред создает LaunchAgent уровня пользователя для автозапуска вредоносного сценария. Последний после активации выжидает немного (для скрытности), а затем приступает к удалению свидетельств непрошеного вторжения — демонтирует DMG-файл и откатывает изменение файла настройки команды sudo (/etc/sudoers).

Исследователям из Jamf попалась еще одна полезная нагрузка второй ступени — исполняемый код, именуемый ActiveDirectory. Он идентичен экзешнику PDFCreator, но использует другой URL для загрузки bash-скрипта, который пока только регистрируется в облаке и ждет дальнейших инструкций.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

АО ГЛОНАСС обнаружило уязвимости в электробусах и грузовиках

Специалисты департамента безопасности автотранспорта ГЛОНАСС в ходе предварительной проверки бортового оборудования выявили ряд уязвимостей в системах грузовых автомобилей и электробусов. Их эксплуатация позволяет потенциальным злоумышленникам вмешиваться в работу систем торможения и рулевого управления, а также провоцировать возгорание батарей в электротранспорте.

О результатах исследования бортовых систем электробусов, высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), автомобилей госслужащих и грузовых машин, перевозящих опасные грузы, сообщили «Известия».

Как пояснил директор направления автомобильной кибербезопасности ГЛОНАСС Владимир Педанов, исследование проводилось по инициативе ИЦК «Автомобилестроение». Для анализа были отобраны четыре категории транспортных средств: серийные электробусы, грузовики для перевозки опасных веществ, автомобиль госслужащих и высокоавтоматизированное ТС. В каждой категории тестировался один образец.

По словам Владимира Педанова, потенциально уязвимыми могут оказаться все автомобили, выпущенные после 2007 года. Они оснащены программно определяемыми системами ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, системы помощи водителю), которые используют телематические модули. Через них злоумышленники могут получить доступ к бортовым системам.

Так, в электробусе при удалённом подключении становится видим трафик электронного блока управления (ЭБУ). Если отправить ложные данные о пониженной температуре батареи, система запускает её принудительный разогрев, что может привести к возгоранию.

Мультимедийные комплексы также представляют угрозу: их можно использовать для слежки за пассажирами, включая госслужащих, или для блокировки автомобиля. Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров отметил, что такие системы нередко подключены к публичным сетям и интернету, что облегчает посторонним доступ к ним.

Эксперимент, в котором участвуют «НПП “Гамма”», Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), ГЛОНАСС и другие организации, продлится до лета 2026 года. К участию также присоединился автопроизводитель КАМАЗ. По словам Владимира Педанова, результаты исследования станут основой для создания нормативных требований, регулирующих безопасность транспортных средств.

По предварительным оценкам, корректировка требований может понадобиться как для зарубежных, так и для российских производителей. В целом от внешних атак могут оказаться уязвимыми до полумиллиона только иностранных автомобилей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru