В Linux TIPC пропатчили RCE-уязвимость, привнесенную 5,5 лет назад

В Linux TIPC пропатчили RCE-уязвимость, привнесенную 5,5 лет назад

В Linux TIPC пропатчили RCE-уязвимость, привнесенную 5,5 лет назад

Новая уязвимость, выявленная в модуле TIPC ядра Linux, позволяет удаленно вызвать в системе состояние отказа в обслуживании (DoS), а также выполнить вредоносный код с высокими привилегиями. Обновления с патчем для ОС версий 4 и 5 вышли неделю назад.

Проблему TIPC, связанную с переполнением буфера стека (CVE-2022-0435), эксперт Appgate Сэмьюэл Пейдж (Samuel Page) обнаружил, когда искал способ исполнить сторонний код в Linux с помощью недавно опубликованной CVE-2021-43267 (все созданные PoC пока годятся лишь для локального повышения привилегий).

Оказалось, что находка позволяет спровоцировать панику ядра, приводящую к DoS, а в отсутствие надежной защиты от эксплойта (контроль целостности стека, KASLR) — подменить поток управления произвольной полезной нагрузкой. Уязвимость можно использовать локально или удаленно, но только при работающем TIPC.

Виновником уязвимости является фреймворк для мониторинга узлов в кластере (эта возможность появилась в Linux в июне 2016 года, с выходом версии ядра 4.8), а точнее — некорректно реализованная функция tipc_mon_rcv().

Дело в том, что в режиме мониторинга состояние пиров отслеживается через обмен сообщениями (STATE_MSG) с отсылкой к ресурсной записи домена. Для обработки таких пакетов вызывается функция tipc_mon_rcv(), которая выполняет ряд базовых проверок, но при этом, как выяснилось, не фиксирует превышение лимита на количество членов домена в DNS-записи.

В итоге злоумышленник может отправить на целевой хост TIPC-пакет с вредоносным контентом, указав значение member_cnt выше 64, а потом создать новую ресурсную запись. При получении обновления прежние данные кешируются — для сравнения; в результате возникает ошибка, позволяющая перезаписать содержимое стека за границей буфера.

Уязвимость актуальна для Linux выпусков с 4.8 по 5.17-rc3. Патч вышел 10 февраля и включен в состав новых сборок ядра:  

  • 5.16.9
  • 5.15.23
  • 5.10.100
  • 5.4.179
  • 4.19.229
  • 4.14.266
  • 4.9.301

В дистрибутивы Linux изменения пока не внесены. Чтобы предотвратить эксплойт, участники проекта Ubuntu советуют отключить автозагрузку TIPC. Разработчики из Red Hat рекомендуют также разграничить коммуникации между узлами на транспортном уровне и усилить защиту с помощью шифрования и аутентификации.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru