Вымогатель Epsilon Red проникает в сеть через дыры в Microsoft Exchange

Вымогатель Epsilon Red проникает в сеть через дыры в Microsoft Exchange

Вымогатель Epsilon Red проникает в сеть через дыры в Microsoft Exchange

Эксперты Sophos обнаружили еще одного шифровальщика, внедряемого в сеть посредством эксплуатации уязвимостей в Microsoft Exchange. Новобранец Epsilon Red проникает в корпоративные системы посредством использования RDP и WMI (Windows Management Instrumentation) и опасен тем, что шифрует все файлы подряд, создавая риск нарушения работы жизненно важных приложений и самой Windows.

Исследователи полагают, что для взлома сети в данном случае используются проблемы Microsoft Exchange, известные как ProxyLogon. Патчи для актуальных версий этого софта разработчик выпустил в начале марта. Поскольку на тот момент хакеры уже начали использовать эти бреши в атаках, Microsoft создала PowerShell-скрипт для выявления индикаторов компрометации сервера, обновила антивирусные базы Microsoft Defender и выпустила специнструмент, помогающий защититься от эксплойта.

Новая вымогательская программа была обнаружена в ходе разбора атаки на американскую компанию из сферы гостеприимства. Анализ показал, что Epsilon Red написан на Go и для облегчения своей задачи использует больше десятка сценариев PowerShell, способных выполнять следующие действия:

  • прибивать процессы и службы, используемые инструментами защиты и резервного копирования, приложениями Microsoft Office, почтовыми клиентами; 
  • удалять теневые копии Windows;
  • извлекать хешированные пароли из файла SAM (Security Account Manager, диспетчер учетных записей безопасности) — этот скрипт является клоном инструмента пентестинга Copy-VSS;
  • удалять записи из журнала событий Windows; 
  • отключать Microsoft Defender;
  • приостанавливать запущенные процессы;
  • деинсталлировать программы безопасности (Sophos, Trend Micro, Cylance, MalwareBytes, Sentinel One, Vipre, Webroot);
  • расширять набор прав в системе.

После проникновения в сеть злоумышленники подключаются к машинам по RDP и используют WMI для загрузки шифровальщика и запуска вспомогательных PowerShell-скриптов. Взломщики также устанавливают в систему браузер Tor и копию Remote Utilities — легитимного набора утилит для удаленного доступа к рабочему столу. Таким образом, злоумышленники смогут подключаться к внутренним системам жертвы даже в случае потери изначальной точки входа в сеть.

Хотя авторы Epsilon Red явно не профессионалы, их творение способно причинить значительный ущерб зараженной системе. У зловреда нет ограничений на объекты шифрования. Он отыскивает файлы на дисках, используя код, позаимствованный у opensource-проекта godirwalk — библиотеки, позволяющей просматривать дерево папок. Каждый подкаталог шифруется отдельно, поэтому на машине запускается множество копий вредоносного процесса.

Шифрование осуществляется с использованием ключей AES и RSA; к имени зашифрованного файла добавляется расширение .epsilonred. Текст с требованием выкупа, помещаемый в обработанные папки, позаимствован у REvil, с устранением грамматических ошибок и правкой правописания.

 

На настоящий момент зафиксировано несколько атак Epsilon Red на бизнес-структуры. Одна из жертв уплатила выкуп в размере 4,28 биткоина (около $210 тыс. долларов).

Идея использовать непропатченный Microsoft Exchange для внедрения шифровальщиков в сеть не нова — ее, к примеру, взяли на вооружение операторы DearCry. Исключить такие атаки поможет установка заплаток Microsoft; эта возможность доступна даже владельцам неподдерживаемых версий продукта. Экстренные меры защиты, принятые разработчиком, позволили к концу марта обезопасить 92% Exchange-серверов, подключенных к интернету.

Иран подозревают в подготовке к отключению от глобального интернета

Иран подозревают в подготовке к фактическому отключению от глобального интернета. Власти уже ограничили доступ к ресурсам, не входящим в так называемый «белый список», а также последовательно развивают национальную интрасеть, лишь минимально связанную с внешним миром.

О таких планах иранских властей сообщила газета Guardian со ссылкой на эксперта по цифровым правам Амира Рашиди.

По его словам, в стране уже функционирует внутренняя сеть, практически изолированная от глобального интернета и полностью контролируемая государством. Ее развитие стало частью долгосрочной политики по формированию замкнутой цифровой экосистемы.

Как напоминает Guardian, 8 января интернет в Иране был полностью отключен на фоне протестов, вспыхнувших в конце декабря из-за резкого роста цен, связанного с ослаблением национальной валюты. Лишь 12 января доступ частично восстановили — но только к ресурсам из «белого списка», находящимся под полным контролем властей. В него вошли поисковые сервисы, картографические приложения, одобренные мессенджеры и стриминговый сервис.

По словам Рашиди, наиболее значимым каналом связи с внешним миром остаются спутниковые терминалы Starlink. По разным оценкам, их число в стране может достигать 100 тыс., при этом использование таких терминалов в Иране является бесплатным.

Однако их выявление входит в число приоритетных задач силовых структур. Для поиска терминалов используются беспилотники. С лета прошлого года применение Starlink криминализировано, а владельцам оборудования грозит до 10 лет лишения свободы. Кроме того, стабильная работа спутниковой связи затруднена из-за применения средств радиоэлектронной борьбы. Более-менее устойчиво Starlink работает лишь в отдельных регионах страны. По оценке экспертов, опрошенных Guardian, доступ к нему имеют лишь считанные проценты населения. Другие способы обхода ограничений используют крайне немногие иранцы.

Как отметил Амир Рашиди, работы по созданию изолированной цифровой среды ведутся в Иране уже несколько лет. «Скелет» внутренней сети, по его словам, фактически уже сформирован, а уровень ограничений в ней может оказаться жестче, чем в Китае. По неподтвержденной информации, после подавления протестов жителям страны могут оставить доступ только к этой внутренней сети, с минимальной связью с глобальным интернетом.

В то же время, как сообщило РИА Новости со ссылкой на иранское агентство FARS, полный доступ к интернету в Иране может быть восстановлен в течение одной-двух недель — и в том же объеме, что и до отключения.

«В течение предстоящей недели-двух соответствующими органами будет принято окончательное решение о предоставлении большего доступа к интернету», — говорится в сообщении FARS.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru