Kaspersky готовит систему голосования на базе российской криптографии

Kaspersky готовит систему голосования на базе российской криптографии

Kaspersky готовит систему голосования на базе российской криптографии

Команда Polys «Лаборатории Касперского» готовит к запуску систему дистанционного электронного голосования (ДЭГ) на базе российских криптографических алгоритмов. Продукт, получивший название Polys.ГОСТ, предназначен для проведения масштабных государственных голосований с участием неограниченного количества избирателей на любом уровне — от муниципального до федерального.

Polys.ГОСТ будет соответствовать требованиям, распространяющимся на государственные информационные системы (ГИС), которые должны применять сертифицированные средства криптографической защиты для обеспечения безопасности конфиденциальной информации, в том числе персональных данных. В данном случае речь идёт о сохранении в тайне реестра избирателей и информации о ходе голосования. В Polys.ГОСТ нужные криптографические алгоритмы будут встроены как в саму блокчейн-платформу, так и в бизнес-логику, реализуемую в смарт-контрактах, приложениях организатора голосования, избирателя и наблюдателя.

Электронные голосования проводятся в мире уже более 20 лет, при этом во время пандемии их популярность значительно выросла, поскольку во многих случаях такой формат стал единственно возможным для того, чтобы выразить своё мнение и отдать свой голос. В частности, дистанционные электронные голосования активно проводят университеты в разных странах, а также частные, некоммерческие и государственные организации. Так, например, в 2019 году на системе Polys, в разных странах было проведено 675 голосований, а в 2020-м в пять раз больше — 3 392.

Платформа Polys доступна для организации голосований с 2017 года. Ядром продукта является блокчейн-платформа, с помощью которой обеспечивается прозрачность процесса голосования: голосующий (и только голосующий) может проверить корректность учёта своего голоса, а наблюдатель — убедиться, что все голоса были посчитаны корректно.

В Polys применяется специально спроектированная под задачи электронного голосования модульная блокчейн-платформа на базе открытого фреймворка Exonum. Это позволяет существенно повысить производительность и обеспечить возможность комбинировать модули системы под задачи заказчиков. В число преимуществ Polys входят основанные на криптографических методах технология слепой подписи — высоконадёжный метод анонимизации, а также специализированные инструменты для наблюдения за ходом голосования.

«2020 год стал годом электронного голосования. Необходимость строго соблюдать карантинные меры способствовала росту востребованности решений, позволяющих безопасно организовывать дистанционные голосования. Активный интерес стали проявлять и государственные организации. Мы начали готовить релиз Polys, который удовлетворяет требованиям российского законодательства в части применения криптографических средств для защиты информации, что делает возможным его применение в государственных информационных системах. Надеемся, что вскоре Polys сможет обеспечить органы власти удобным и безопасным инструментом для проведения дистанционных электронных голосований, а миллионам избирателей предоставит комфортный способ волеизъявления», — комментирует Александр Сазонов, руководитель проекта Polys.

Проект Polys — резидент центра инноваций «Лаборатории Касперского». Систему используют государственные институты, частные предприятия и НКО в различных странах мира. С помощью Polys проводились выборы в студенческие советы в РАНХиГС и Высшей школе экономики, голосования Верховного суда Российской Федерации и выборы в Европейском молодёжном парламенте Германии, выборы в Совет партнёров «Додо Пиццы», голосование за местные инициативы в Нижегородской, Волгоградской областях, выборы в студенческой ассоциации Нидерландов, в университете Туниса и др.

Треть звонков от организаций не маркируется

Около трети звонков от организаций по-прежнему не маркируются, несмотря на то что соответствующее требование действует с 1 сентября 2025 года. Эксперты связывают это с игнорированием нормы со стороны небольших операторов связи, нерешёнными вопросами оплаты и фактическим отсутствием ответственности за её несоблюдение.

Как пишут «Известия», до трети звонков от компаний остаются анонимными.

По данным источников издания, такие вызовы чаще всего проходят через фиксированные сети небольших операторов, которых в России насчитывается около тысячи. В целом же, отмечают собеседники «Известий», в маркировке звонков не заинтересованы ни сами операторы, ни их корпоративные клиенты. Особенно это касается банков и микрофинансовых организаций.

Как сообщил РБК со ссылкой на источники, с 27 января вся «большая четвёрка» мобильных операторов перестала маркировать звонки от крупнейших банков, включая Сбербанк, ВТБ и Альфа-банк. Причиной, по данным источников на финансовом рынке, стало отсутствие договоров между банками и операторами связи.

«По нашим данным, примерно одна треть от общего количества звонков, поступающих нашим клиентам ежемесячно, не маркируется, — сообщили “Известиям” в “Вымпелкоме” (Билайн). — При этом доля таких вызовов может меняться от месяца к месяцу. Как правило, речь идёт о звонках от компаний финансового сектора и небольших операторов связи».

Официальный представитель Т2 Дарья Колесникова оценила долю немаркированных звонков в 35–40%. По её словам, корпоративные заказчики, особенно из финансового сектора, сферы недвижимости и числа небольших операторов, зачастую не заинтересованы в подключении услуги из-за нежелания оплачивать маркировку.

Источники «Известий» также указывают, что такую позицию усиливает отсутствие прямой ответственности за саботаж маркировки. На эту проблему обращали внимание ещё в феврале 2020 года, когда инициатива только обсуждалась. Тогда Минцифры обещало проработать механизм ответственности, однако соответствующие изменения так и не были реализованы.

Партнёр ComNews Research Леонид Коник напомнил, что в правительственном постановлении, регулирующем маркировку звонков от организаций, прямо не прописан характер договоров между операторами и коммерческими заказчиками — в том числе, должны ли они быть возмездными. По его оценке, сама операция обходится оператору в среднем в 30 копеек за звонок, вне зависимости от того, состоялось соединение или нет. Малые операторы и бизнес-клиенты компенсировать эти расходы, как правило, не готовы.

«Многие компании и индивидуальные предприниматели не заключили со своими операторами договоры на маркировку. Причём зачастую речь идёт вовсе не о мелком бизнесе», — констатирует Леонид Коник.

«Поскольку наибольшую долю среди немаркированных звонков составляют кредитно-финансовые организации, мы ожидаем от Банка России указаний о необходимости обязательной идентификации таких вызовов, — заявила Дарья Колесникова. — Это критически важно, поскольку маркировка не только снижает раздражение абонентов от нежелательных звонков, но и помогает бороться с телефонным мошенничеством».

«В Кодексе об административных правонарушениях необходимо закрепить конкретные меры ответственности за звонки без маркировки. Кроме того, должны быть разработаны документы, чётко регламентирующие оплату этой услуги», — считает генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков.

По мнению Дениса Кускова, маркировка звонков — полезный инструмент, который помогает абонентам понять, можно ли доверять вызывающему номеру. При этом он признаёт, что стоимость услуги остаётся ощутимой нагрузкой для бизнес-заказчиков и небольших операторов связи.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru