Эксперт Avast ради интереса заразил кофемашину вымогателем

Эксперт Avast ради интереса заразил кофемашину вымогателем

Эксперт Avast ради интереса заразил кофемашину вымогателем

Мартин Хрон, исследователь в области кибербезопасности из компании Avast, поэкспериментировал со взломом «умных» кофемашин и выяснил, что эти устройства можно атаковать даже с помощью программы-вымогателя.

Согласно разбору подобной атаки в блоге Хрона, специалист пытался взломать кофемашину без необходимости вторгаться в сеть, к которой она подключена. В результате этот вектор сработал.

Изучая принцип работы атакуемого устройства, Хрон выяснил, что кофемашина также выполняла роль Wi-Fi-точки и устанавливала незащищённое соединение со своим приложением-напарником.

Далее эксперт начал изучать механизм обновления прошивки. Как и следовало ожидать, апдейты также ничем не шифровались, не требовали никакой аутентификации и не задействовали даже элементарной подписи кода.

Специалист Avast провёл обратный инжиниринг прошивки, которая хранится внутри соответствующего Android-приложения. Изначально Хрон хотел превратить кофемашину в устройство для добычи криптовалюты. Это сработало, однако имело мало смысла, учитывая скорость центрального процессора.

Тогда исследователь пошёл другим путём — попытался создать вредоносно функционирующее устройство, которое можно было остановить после оплаты выкупа. Триггером для атаки выступало подключение кофемашины к сети, вредоносный код выводил устройство из строя и требовал выкуп. Дополнительным стимулом для оплаты выступала специальная функция, которую Хрон включил в свой код, — кофемашина постоянно задействовала очень шумные нагреватель воды и кофемолку.

Поскольку в этот момент нормально работать рядом с кофемашиной было практически невозможно, оставалось два выхода: выдернуть шнур из розетки или заплатить выкуп. Если использовать первый вариант, надо быть готовым к тому, что при повторном включении машина начнёт с того, на чем закончила — будет сильно шуметь и требовать выкуп.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru