Киберпреступники случайно раскрыли экспертам две 0-day уязвимости

Киберпреступники случайно раскрыли экспертам две 0-day уязвимости

Киберпреступники случайно раскрыли экспертам две 0-day уязвимости

Группа неизвестных киберпреступников случайно раскрыла две 0-day уязвимости, загрузив вредоносный PDF-файл в общедоступный сервис для сканирования вредоносных программ. Бреши нулевого дня обнаружили специалисты ESET, которые сразу же сообщили о проблемах Adobe и Microsoft.

Антон Черепанов, исследователь из ESET, полагает, что ему удалось обнаружить опасные дыры в безопасности в тот момент, когда злоумышленники еще работали над своими эксплойтами для них.

«Пойманный образец не содержал конечного пейлоада, это может свидетельствовать о том, что он обнаружен на ранних этапах разработки», — объясняет Черепанов.

В результате были обнаружены две бреши: CVE-2018-4990 (затрагивает Acrobat Reader PDF viewer от Adobe) и CVE-2018-8120 (затрагивает компонент Windows Win32k).

По словам специалистов, эти две уязвимости могут быть использованы в связке, для создания так называемой «цепочки эксплойтов». Баг в продуктах Adobe может позволить выполнить произвольный код внутри Adobe Acrobat Reader, а брешь в компоненте Windows позволит обойти песочницу Adobe и выполнить дополнительный код уже в ОС.

«Обнаруженный образец вредоносного PDF содержал встроенный код JavaScript, который контролирует весь процесс эксплуатации уязвимостей. Как только пользователь откроет файл PDF, JavaScript-код немедленно выполнится», — пишет Черепанов в своем отчете.

Если пользователь откроет вредонсоный PDF, произойдёт следующее:

  • Выполнится вредоносный код JavaScript; 
  • Код будет манипулировать объектом button; 
  • Код попытается использовать уязвимость в Acrobat Reader; 
  • JavaScript-код будет пытаться получить доступ к памяти для чтения и записи; 
  • Вредоносный код будет пытаться атаковать JavaScript-движок Adobe Reader; 
  • Используя брешь в Win32k, код попытается повысить привилегии вредоносного файла.
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru