Уязвимость в Outlook позволяет считывать данные пользователя

Уязвимость в Outlook позволяет считывать данные пользователя

Уязвимость в Outlook позволяет считывать данные пользователя

Уязвимость в Microsoft Outlook позволяет злоумышленникам узнать пользовательские данные благодаря просмотру RTF документа, который содержит OLE файл. Уязвимость нашел исследователь CERT Уилл Дорман еще в 2016 году.

Исследователи CERT нашли уязвимость (CVE-2018-0950) в протоколах Windows OLE (Object Linking and Embedding) и SMB (Server Message Block). OLE - это протокол Windows, который позволяет приложениям обмениваться данными. Например, OLE позволяет автору документа вставлять контент, такой как изображения и звуки, из программ в документы Microsoft Office как объекты. Дорман выяснил, что лазейка для злоумышленников лежала через протокол Windows SMB (Server Message Block), который позволяет просматривать документы на удаленном сервере, без его загрузки на локальный диск. При просмотре документа в письме протокол не запрашивал разрешения на открытие объектов внутри документа. Это обеспечивало открытие OLE файла сразу после просмотра RTF документа.

“Если пользователь откроет текстовый документ (RTF) в Microsoft Outlook, то злоумышленник может получить IP-адрес жертвы, имя домена, имя пользователя, имя хоста, а также хеш пароля” - сообщает Дорман.

Microsoft уже давно пытается предотвратить автоматическую загрузку изображений в Outlook из-за риска возникновения ошибок, в результате которых может произойти утечка конфиденциальной информации. Такие баги иногда называют сигнальными маяками. Они используются почтовыми сендерами для сбора метаданных получателей, таких как IP-адрес системы и время просмотра сообщения. Дорман, используя SMB-соединение для передачи OLE файла в документе RTF, нашел способ узнать метаданные получателя: он, используя Wireshark, бесплатный анализатор с открытым исходным кодом, смог идентифицировать IP-адрес жертвы, имя домена, имя пользователя и хеш-пароль Microsoft LAN Manager (NTLMv2). 

Апрельские патчи Microsoft частично решили проблему с уязвимостью: патч CVE-2018-0950 не позволяет Outlook автоматически запускать SMB-соединения при просмотре в письме документа RTF. Однако, исследователи CERT утверждают, что проблема доступа OLE файла к пользовательским данным осталась.

“К примеру, если электронное письмо содержит ссылку UNC, Outlook автоматически сделает эту ссылку доступной. Если пользователь нажимает на такую ссылку, воздействие может оказаться таким же, как и с этой уязвимостью“, - предупреждает CERT.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Атаки на авиацию выросли на 42%. Особенно опасны вымогатели и старое ПО

В первом полугодии 2025 года количество кибератак на авиационную отрасль в России выросло на 42% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Эксперты связывают это с общей геополитической обстановкой и тем, что авиация остаётся одной из самых уязвимых и привлекательных целей для хакеров — как из-за важности самой отрасли, так и из-за доступа к чувствительным данным.

Авиация в России играет ключевую роль в логистике, особенно в труднодоступных регионах.

Поэтому на неё всё чаще нацеливаются не только хактивисты, но и более серьёзные группировки, действующие, в том числе, в интересах иностранных государств. При этом доля деструктивных атак — когда нарушается работа систем или наносится прямой ущерб — выросла на 26%.

Особенно заметен всплеск атак с использованием программ-вымогателей (ransomware) — их стало больше в пять раз по сравнению с первой половиной 2024 года.

У авиакомпаний есть персональные данные пассажиров, информация о маршрутах, платежные данные, и каждый час простоя — это серьёзные убытки. Поэтому злоумышленники делают ставку на то, что компании предпочтут заплатить выкуп.

Ещё одна проблема — специализированное программное обеспечение, которое используется в отрасли. Оно обновляется реже, чем массовые продукты, из-за строгих требований к стабильности и сертификации.

В результате старые уязвимости остаются открытыми дольше, чем следовало бы. По оценкам специалистов, 60% атак в 2025 году были связаны именно с такими компонентами.

Эксперты отмечают, что отрасли стоит уделять больше внимания мониторингу и защите, особенно с учётом того, насколько чувствительны кибератаки для критически важных процессов в авиации.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru