Около 800 тыс. татарстанцев пострадали из-за вредоносной рекламы Google

Около 800 тыс. татарстанцев пострадали из-за вредоносной рекламы Google

Около 800 тыс. татарстанцев пострадали из-за вредоносной рекламы Google

Около 800 000 пользователей в Татарстане, предположительно, могли стать жертвой онлайн-мошенников. Сообщается, что при попытке зайти через Google на один из сайтов по продаже товаров, пользователи перенаправлялись на ресурс злоумышленников.

Как объяснил специалист Group-IB Дмитрий Луканин, киберпреступники используют рекламные сервисы, которые предусмотрены в любой поисковой системе. Такие сервисы помогают сайтам занять верхние позиции в поисковых запросах.

Об этой проблеме мы писали на прошлой неделе. Тогда сообщалось, что 15 марта на протяжении нескольких часов поисковик Google выдавал ссылку на вредоносный сайт по запросу «Amazon»

Сайт, на который перенаправляли пользователей, выглядел как официальная страница поддержки Apple или Windows, в зависимости от типа компьютера жертвы. Анализ кода веб-страницы показал, что, когда пользователь пытался закрыть всплывающее окно, оно разворачивалось на весь экран, имитируя действия программы-вымогателя.

Эксперты на данный момент затрудняются сказать, сколько российских пользователей стали жертвами этого онлайн-мошенничества. А вот приблизительное количество жертв из Татарстана удалось установить, о чем сообщил директор Центра информационной безопасности Университета Иннополис Сергей Петренко.

«В нашей республике от 600 до 800 тыс. пользователей были ни технически, ни организационно не подготовлены к такой атаке. Им сейчас необходимо запустить антивирусы, прикладные межсетевые экраны и соответствующие сканеры, восстановиться и далее быть более бдительными. С Google это происходит уже второй раз. В прошлом году они уже вынуждены были удалить 3 млрд заражённых объявлений и заблокировать 300 тыс. рекламодателей за нарушение политики безопасности. Но от подобных кибератак не застрахован никто», — цитируют СМИ Петренко.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Использование порнодипфейков становится одним из приемов кибербуллинга

Использование нейросетевых технологий для создания порнографических дипфейков сверстников стало широко распространённой практикой в разных странах. Эксперты предупреждают, что подобные случаи могут массово появиться и в России — предпосылки к этому уже есть, а надёжных механизмов противодействия пока не существует.

На проблему активного распространения дипфейков с интимным содержанием как формы подросткового кибербуллинга обратил внимание Центр киберполитики Стэнфордского университета. Ни законодательство, ни школа, ни родители, ни правоохранители пока не готовы к системной реакции на эту угрозу.

В России проблема кибербуллинга также стоит остро. Согласно исследованию проекта «#МЫСЧИТАЕМ», каждый пятый школьник сталкивался с травлей в интернете. По данным центра «Безопасность 2.0», на кибербуллинг приходится 23% всех сетевых конфликтов.

Одна из самых распространённых форм такой травли — это распространение фотомонтажей. Однако, как отмечает Александр Вураско, директор по развитию центра мониторинга внешних цифровых угроз, на смену им может прийти использование нейросетей:

«Если раньше для создания фейкового изображения требовались навыки работы с графикой, то теперь достаточно пары кликов — нейросеть сама сгенерирует нужное фото или даже видео. Подростки вполне могут начать использовать дипфейки как способ давления. Такие случаи, скорее всего, уже фиксировались в России, и их будет становиться больше».

Ранее СМИ сообщали об использовании интимных материалов, в том числе сфабрикованных, для шантажа, вымогательства или мести. Как правило, жертвами становились публичные или обеспеченные люди, а также участники острых личных конфликтов.

Павел Коваленко, директор Центра противодействия мошенничеству, отмечает, что современные инструменты позволяют легко «подтвердить» любую сплетню, усиливая давление на жертву. По словам эксперта по социотехническому тестированию Якова Филевского, несмотря на санкции, доступ к таким инструментам сохраняется — в том числе у подростков.

Особую тревогу вызывает эмоциональная уязвимость подростков. Как подчёркивает Вураско, в случае с дипфейками травля может перейти за пределы онлайна и серьёзно повлиять на психоэмоциональное состояние ребёнка.

«Распространение подобных материалов может привести к социальной изоляции жертвы. Не все способны отличить дипфейк от реальности, и это ведёт к травмам, ощущению враждебности и несправедливости», — добавляет Коваленко.

В качестве основных мер защиты эксперты называют повышение осведомлённости. Подростки должны понимать, что подобные действия могут разрушить чью-то жизнь. Также необходимо развивать цифровую грамотность — в том числе навыки распознавания дипфейков. Их могут выдать искажённый фон, странная мимика, неестественные движения или артефакты звука.

Филевский советует не выкладывать в открытый доступ фотографии в откровенных образах, например в купальнике — такие снимки проще всего использовать для создания дипфейков интимного характера.

Екатерина Едемская, инженер-аналитик в области ИБ, подчёркивает важность поддержки подростков, ставших жертвами подобных атак. Важно, чтобы ребёнок чувствовал, что его защищают, а не обвиняют. Обязательно нужна и психологическая помощь — дипфейк с интимным содержанием способен вызвать серьёзную травму.

Также специалист рекомендует сохранять доказательства: ссылки, скриншоты, имена пользователей и адреса страниц. Эти материалы помогут обратиться в администрацию школы, к родителям и в правоохранительные органы. Кроме того, важно подать жалобы в администрацию интернет-платформ, где размещён вредоносный контент.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru