Генератор эксплоитов помог выявить связь между тремя хакерскими группами

Генератор эксплоитов помог выявить связь между тремя хакерскими группами

Исследователи компании Palo Alto Networks изучали вредоносные документы Microsoft Office. Специалисты обнаружили, что многие документы были созданы при помощи генератора эксплоитов MNKit, что позволило  им найти связь между разными семействами малвари, авторство которых приписывают разным группам китайских хакеров.

MNKit – один из наиболее популярных у киберпреступников генераторов эксплоитов, злоумышленники используют его уже не один год. В частности, данный инструмент помогает создавать вредоносные документы Office, эксплуатируя уязвимость CVE-2012-0158. Баг был устранен еще в 2012 году, но далеко не все устанавливают патчи.

Исследователи пишут, что в последнее время они наблюдают атаки, в ходе которых для доставки малвари на устройства жертв использовались вредоносные документы, созданные с помощью MNKit. При помощи зараженных документов злоумышленники распространяли Lurk0, NetTraveler и Saker, атакуя университеты, некоммерческие организации, а также различные политические и правозащитные группы, чья деятельность так или иначе связана с исламом и южной Азией, пишет xakep.ru.

Lurk0 — это классический RAT (remote access trojan), созданный на базе Gh0stRAT. Эксперты компании Citizen Lab еще в 2012 году написали о данной малвари большой отчет, когда впервые обнаружили, что вредонос атакует тибетские организации.

NetTraveler, в свою очередь, представляет собой бекдор, который обычно применяется для хищения данных, а также для установки на компьютер жертвы дополнительной малвари. О NetTraveler писали специалисты «Лаборатории Касперского» в 2013 году. Малварь была замечена в ходе кибершпионской кампании, от которой пострадали организации по всему миру, в том числе и тибетские.

Вредонос Saker также известен под названиями Xbox или Mongall, и это еще один шпионский инструмент. Считается, что Saker связан с китайской группой, которая известна как Moafee или  DragonOK. Специалисты компания Proofpoint в 2015 году выявили кампанию, в ходе которой Saker применялся против российских военных и телекомов.

Эксперты Palo Alto Networks утверждают, что им удалось найти связь между перечисленными семействами малвари и атаками прошлых лет. Так, исследователи пишут, что почти во всех изученных ими случаях, злоумышленники использовали один и тот же вариант генератора эксплоитов MNKit, одинаковые email-адреса, имена прикрепленных файлов, ключи XOR, домены управляющих серверов, IP-адреса и даже жертвами их атак становились одни и те же компании и организации. Тем не менее, эксперты затрудняются сказать, кто ответственен за новые атаки сейчас.

«Установление авторства в таких случаях – сложное искусство, и кто угодно может стоять за новыми атаками, используя инфраструктуру, семейства малвари и механизмы доставки, которые так или иначе связаны с предыдущими известными инцидентами», — резюмируют эксперты.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Атаки на авиацию выросли на 42%. Особенно опасны вымогатели и старое ПО

В первом полугодии 2025 года количество кибератак на авиационную отрасль в России выросло на 42% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Эксперты связывают это с общей геополитической обстановкой и тем, что авиация остаётся одной из самых уязвимых и привлекательных целей для хакеров — как из-за важности самой отрасли, так и из-за доступа к чувствительным данным.

Авиация в России играет ключевую роль в логистике, особенно в труднодоступных регионах.

Поэтому на неё всё чаще нацеливаются не только хактивисты, но и более серьёзные группировки, действующие, в том числе, в интересах иностранных государств. При этом доля деструктивных атак — когда нарушается работа систем или наносится прямой ущерб — выросла на 26%.

Особенно заметен всплеск атак с использованием программ-вымогателей (ransomware) — их стало больше в пять раз по сравнению с первой половиной 2024 года.

У авиакомпаний есть персональные данные пассажиров, информация о маршрутах, платежные данные, и каждый час простоя — это серьёзные убытки. Поэтому злоумышленники делают ставку на то, что компании предпочтут заплатить выкуп.

Ещё одна проблема — специализированное программное обеспечение, которое используется в отрасли. Оно обновляется реже, чем массовые продукты, из-за строгих требований к стабильности и сертификации.

В результате старые уязвимости остаются открытыми дольше, чем следовало бы. По оценкам специалистов, 60% атак в 2025 году были связаны именно с такими компонентами.

Эксперты отмечают, что отрасли стоит уделять больше внимания мониторингу и защите, особенно с учётом того, насколько чувствительны кибератаки для критически важных процессов в авиации.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru