«Лаборатория Касперского» обнаружила миникибершпиона

«Лаборатория Касперского» обнаружила миникибершпиона

«Лаборатория Касперского» объявила об обнаружении miniFlame – небольшой и очень гибкой вредоносной программы, предназначенной для кражи данных и управления зараженными системами в ходе точечных атак, проводимых с целью кибершпионажа.

Программа miniFlame, известная также как SPE, была обнаружена экспертами «Лаборатории Касперского» в июле 2012 года и первоначально была идентифицирована как модуль вредоносной программы Flame. В сентябре 2012 года, после изучения серверов управления Flame, стало ясно, что модуль miniFlame является интероперабельным и может применяться одновременно и в качестве автономной вредоносной программы, и в качестве плагина для вредоносных программ Flame и Gauss.

Обнаружение

miniFlame был обнаружен в ходе детального анализа вредоносных программ Flame и Gauss. В июле 2012 года эксперты «Лаборатории Касперского» выявили дополнительный модуль Gauss под кодовым названием «John» и обнаружили ссылки на аналогичный модуль в конфигурационных файлах Flame. Последующий анализ серверов управления Flame, осуществленный в сентябре 2012 года, позволил прийти к заключению, что вновь обнаруженный модуль является в действительности отдельной вредоносной программой, несмотря на то, что он может работать совместно как с Gauss, так с Flame. На серверах управления Flame программа miniFlame значилась под кодовым названием SPE.

«Лаборатория Касперского» обнаружила шесть различных вариантов miniFlame, причем все датируются 2010-2011 годами. В то же время, анализ miniFlame указывает на еще более раннюю дату начала разработки – не позднее 2007 года. Возможность использования miniFlame в качестве плагина как к Flame, так и к Gauss ясно указывает на взаимодействие между группами разработчиков, ответственных за создание этих вредоносных программ. Поскольку связь между Flame и Stuxnet/Duqu уже установлена, можно сделать вывод, что все эти программы созданы на одной и той же «фабрике кибероружия».

Функционал

Учитывая подтвержденную взаимосвязь между miniFlame, Flame, и Gauss, вероятно, что miniFlame устанавливался на компьютерах, уже зараженных Flame или Gauss. Проникнув в систему, miniFlame выполняет функции бэкдора, позволяя оператору вредоносной программы получить с зараженной машины любой файл. В число дополнительных возможностей, связанных с кражей данных, входит создание снимков экрана зараженного компьютера при работе в отдельных программах и приложениях, таких как браузеры, программы Microsoft Office, Adobe Reader, сервисы мгновенного обмена сообщениями и FTP-клиенты. miniFlame передает украденные данные, соединившись со своим сервером управления (который может быть выделенным или общим с Flame). Кроме того, по запросу оператора сервера управления miniFlame на зараженную систему может быть загружен дополнительный модуль для кражи данных, заражающий USB-накопители и использующий их для хранения данных, собранных на зараженных машинах, в отсутствие интернет-соединения.

«miniFlame представляет собой инструмент для проведения высокоточных атак. Вероятнее всего, это кибероружие с четко обозначенными целями, применяемое в ходе того, что можно назвать второй волной кибератаки, – комментирует главный антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Александр Гостев. – Вначале используется Flame или Gauss для заражения как можно большего числа жертв и сбора значительного объема информации. После этого собранные данные анализируются, определяются и идентифицируются потенциально интересные жертвы, и уже на их компьютерах устанавливается miniFlame для осуществления углубленной слежки и кибершпионажа. Обнаружение miniFlame дало нам дополнительные доказательства взаимодействия между создателями наиболее примечательных вредоносных программ, применяемых в качестве кибероружия: Stuxnet, Duqu, Flame и Gauss».

Основные результаты исследования

  • miniFlame, известный также как SPE, основан на той же архитектурной платформе, что и Flame. Он способен функционировать как самостоятельная программа для осуществления кибершпионажа или в качестве компонента, входящего в состав как Flame, так и Gauss.
  • Этот инструмент кибершпионажа выполняет функции бэкдора, обеспечивая возможность кражи данных и непосредственного управления зараженными системами.
  • Судя по всему, разработка miniFlame началась еще в 2007 году и продолжалась до конца 2011 года. Скорее всего было создано большое число модификаций программы. На сегодняшний день «Лаборатории Касперского» удалось выявить шесть вариантов, принадлежащих двум основным поколениям: 4.x and 5.x.
  • В отличие от Flame и Gauss, на счету которых большое число заражений, количество систем, зараженных miniFlame, значительно меньше. Исходя из имеющихся у «Лаборатории Касперского» данных, число заражений находится в диапазоне от 10 до 20 машин; при этом общее число зараженных miniFlame компьютеров по всему миру оценивается в 50-60 машин.
  • Малое число компьютеров, зараженных miniFlame, в сочетании с функционалом кражи данных и гибкими возможностями применения свидетельствует о том, что вредоносная программа использовалась лишь для узкоцелевых операций, связанных с кибершпионажем и, вероятно, развертывалась на машинах, уже зараженных Flame или Gauss.

В Security Vision NG SGRC расширили возможности управления ИБ

Компания Security Vision сообщила о крупном обновлении раздела Governance («Управление информационной безопасностью») в продукте Security Vision NG SGRC. Обновление затрагивает базовые процессы управления ИБ — от определения ролей и стратегии до планирования, рисков и актуализации политик.

Обновлённый раздел делает акцент на выстраивании ИБ «с нуля»: с определения миссии и видения информационной безопасности, а также организационной структуры.

В системе используется ролевая модель RASCI, которую можно адаптировать под конкретную организацию и сразу увидеть незакрытые роли и зоны ответственности.

В рамках Governance формируется организационный контекст ИБ, включая перечень заинтересованных сторон:

  • внутренних — подразделения, руководители, лица, принимающие решения;
  • внешних — регуляторы, партнёры, акционеры.

Их требования и приоритеты в дальнейшем учитываются при оценке рисков.

Стратегия и фреймворки

На уровне стратегии в NG SGRC можно выбрать базовый фреймворк развития ИБ. В системе доступны NIST CSF 2.0 и ISO 27001, при этом допускается создание собственного фреймворка или комбинирование подходов.

Именно на этом этапе задаются ориентиры развития кибербезопасности и формируется логика дальнейших процессов.

 

Управление рисками и планирование

В обновлённом разделе также определяются ключевые элементы риск-менеджмента:

  • бизнес-риски;
  • процесс и методика управления рисками;
  • риск-аппетит и толерантность к риску.

На базе выбранного фреймворка проводится анализ текущего и целевого состояния ИБ. По его итогам формируется стратегический план, который можно разбить на этапы, назначить исполнителей и отслеживать прогресс на сводных дашбордах.

Процессы и политики — автоматически

После выбора фреймворка система автоматически формирует перечень процессов информационной безопасности. Для них доступны типовые описания этапов и действий, а также связанные частные политики ИБ.

Для большинства документов, включая базовую политику информационной безопасности, в NG SGRC предусмотрены шаблоны, упрощающие подготовку и актуализацию документов.

Поддержание актуальности

Отдельное внимание в обновлении уделено поддержанию актуального состояния ИБ. В системе можно настроить интервалы пересмотра процессов, политик и других сущностей, а также назначить ответственных сотрудников, которые будут получать соответствующие уведомления.

В целом обновление Governance делает акцент не на отдельных инструментах, а на последовательной и управляемой модели информационной безопасности, где стратегия, риски, процессы и документы связаны между собой и поддерживаются в актуальном состоянии.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru