«Лаборатория Касперского» обнаружила миникибершпиона

«Лаборатория Касперского» обнаружила миникибершпиона

«Лаборатория Касперского» объявила об обнаружении miniFlame – небольшой и очень гибкой вредоносной программы, предназначенной для кражи данных и управления зараженными системами в ходе точечных атак, проводимых с целью кибершпионажа.

Программа miniFlame, известная также как SPE, была обнаружена экспертами «Лаборатории Касперского» в июле 2012 года и первоначально была идентифицирована как модуль вредоносной программы Flame. В сентябре 2012 года, после изучения серверов управления Flame, стало ясно, что модуль miniFlame является интероперабельным и может применяться одновременно и в качестве автономной вредоносной программы, и в качестве плагина для вредоносных программ Flame и Gauss.

Обнаружение

miniFlame был обнаружен в ходе детального анализа вредоносных программ Flame и Gauss. В июле 2012 года эксперты «Лаборатории Касперского» выявили дополнительный модуль Gauss под кодовым названием «John» и обнаружили ссылки на аналогичный модуль в конфигурационных файлах Flame. Последующий анализ серверов управления Flame, осуществленный в сентябре 2012 года, позволил прийти к заключению, что вновь обнаруженный модуль является в действительности отдельной вредоносной программой, несмотря на то, что он может работать совместно как с Gauss, так с Flame. На серверах управления Flame программа miniFlame значилась под кодовым названием SPE.

«Лаборатория Касперского» обнаружила шесть различных вариантов miniFlame, причем все датируются 2010-2011 годами. В то же время, анализ miniFlame указывает на еще более раннюю дату начала разработки – не позднее 2007 года. Возможность использования miniFlame в качестве плагина как к Flame, так и к Gauss ясно указывает на взаимодействие между группами разработчиков, ответственных за создание этих вредоносных программ. Поскольку связь между Flame и Stuxnet/Duqu уже установлена, можно сделать вывод, что все эти программы созданы на одной и той же «фабрике кибероружия».

Функционал

Учитывая подтвержденную взаимосвязь между miniFlame, Flame, и Gauss, вероятно, что miniFlame устанавливался на компьютерах, уже зараженных Flame или Gauss. Проникнув в систему, miniFlame выполняет функции бэкдора, позволяя оператору вредоносной программы получить с зараженной машины любой файл. В число дополнительных возможностей, связанных с кражей данных, входит создание снимков экрана зараженного компьютера при работе в отдельных программах и приложениях, таких как браузеры, программы Microsoft Office, Adobe Reader, сервисы мгновенного обмена сообщениями и FTP-клиенты. miniFlame передает украденные данные, соединившись со своим сервером управления (который может быть выделенным или общим с Flame). Кроме того, по запросу оператора сервера управления miniFlame на зараженную систему может быть загружен дополнительный модуль для кражи данных, заражающий USB-накопители и использующий их для хранения данных, собранных на зараженных машинах, в отсутствие интернет-соединения.

«miniFlame представляет собой инструмент для проведения высокоточных атак. Вероятнее всего, это кибероружие с четко обозначенными целями, применяемое в ходе того, что можно назвать второй волной кибератаки, – комментирует главный антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Александр Гостев. – Вначале используется Flame или Gauss для заражения как можно большего числа жертв и сбора значительного объема информации. После этого собранные данные анализируются, определяются и идентифицируются потенциально интересные жертвы, и уже на их компьютерах устанавливается miniFlame для осуществления углубленной слежки и кибершпионажа. Обнаружение miniFlame дало нам дополнительные доказательства взаимодействия между создателями наиболее примечательных вредоносных программ, применяемых в качестве кибероружия: Stuxnet, Duqu, Flame и Gauss».

Основные результаты исследования

  • miniFlame, известный также как SPE, основан на той же архитектурной платформе, что и Flame. Он способен функционировать как самостоятельная программа для осуществления кибершпионажа или в качестве компонента, входящего в состав как Flame, так и Gauss.
  • Этот инструмент кибершпионажа выполняет функции бэкдора, обеспечивая возможность кражи данных и непосредственного управления зараженными системами.
  • Судя по всему, разработка miniFlame началась еще в 2007 году и продолжалась до конца 2011 года. Скорее всего было создано большое число модификаций программы. На сегодняшний день «Лаборатории Касперского» удалось выявить шесть вариантов, принадлежащих двум основным поколениям: 4.x and 5.x.
  • В отличие от Flame и Gauss, на счету которых большое число заражений, количество систем, зараженных miniFlame, значительно меньше. Исходя из имеющихся у «Лаборатории Касперского» данных, число заражений находится в диапазоне от 10 до 20 машин; при этом общее число зараженных miniFlame компьютеров по всему миру оценивается в 50-60 машин.
  • Малое число компьютеров, зараженных miniFlame, в сочетании с функционалом кражи данных и гибкими возможностями применения свидетельствует о том, что вредоносная программа использовалась лишь для узкоцелевых операций, связанных с кибершпионажем и, вероятно, развертывалась на машинах, уже зараженных Flame или Gauss.

UserGate встретит Новый год с заделом под экспансию на российском ИБ-рынке

Компания UserGate подвела итоги развития бизнеса в 2025 году. Лидеру российского рынка решений по сетевой безопасности удалось не только укрепить свои позиции, но также заложить основу для освоения новых ИБ-ниш.

В уходящем году число штатных сотрудников UserGate возросло более чем на 40% и превысило 700 человек. Команда была усилена за счет привлечения известных специалистов — Михаила Кадера, Эльмана Бейбутова, Ильдара Садыкова (ранее возглавлял отдел экспертного обучения в Positive Technologies).

Флагман продуктового портфеля разработчика, UserGate NGFW, в течение года дважды обновлялся с целью расширения функциональности и устранения ошибок. Производительность аппаратных платформ UserGate для защиты периметра корпоративных сетей была повышена в два раза, началась массовая поставка таких версий — E1010, E3010, F8010.

На рынок выведены новые коммерческие продукты, UserGate DCFW и UserGate WAF; запущен сервис UserGate uFactor.

«Выделение UserGate DCFW в качестве отдельного продукта позволяет гибко развивать его исключительно под требования крупнейших организаций, — полагает Кирилл Прямов, менеджер по развитию NGFW в UserGate. — Например, в ближайших релизах мы реализуем виртуальные контексты, чего ждут от нас многие заказчики. В дальнейшем UserGate DCFW станет поддерживать платформы с аппаратным ускорением, в том числе новую модель с расчётной производительностью до 800 Гбит/с в режиме FW L4, которую мы планируем выпустить к 2027 году».

Вендор также открыл научно-исследовательские лаборатории по ИБ в ряде российских вузов и заключил аналогичное соглашение о сотрудничестве в Республике Беларусь. К слову, с 1 июня 2026 года подобная поддержка сферы образования со стороны ИТ-отрасли станет в России обязательной.

«В 2025 году мы достигли значительных успехов по всем направлениям работы, — констатирует Эльман Бейбутов, новый директор по развитию бизнеса ИБ-компании. — UserGate сегодня обладает развитой экосистемой продуктов, обширной экспертизой, квалифицированной командой разработки, бизнес-администрирования и менеджмента. У нас отличные позиции для освоения новых ниш, в которых мы только начинаем экспансию».

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru