Бесплатные антивирусы набирают обороты

Известность брендов McAfee, Symantec или других разработчиков антивирусных решений вовсе не означает, что они безраздельно доминируют на мировом рынке. К такому выводу пришли специалисты независимой компании OPSWAT.

Недавно OPSWAT опубликовала результаты квартального исследования рынка антивирусной защиты, которое проводилось в период с ноября 2010 по февраль 2011 года. Причем данные основанны исключительно на предпочтениях обычных людей, использующих антивирусы на своих домашних компьютерах. В "опросе" приняло участие 92000 респондентов, находящихся как на территории Северной Америки, так и в других странах мира.

Итак, согласно данным OPSWAT, за последние полгода ситуации на рынке средств защиты от вредоносных программ и других угроз в США сильно не изменилась. Как и прежде компания Symantec продолжает удерживать лидирующие позиции; ее доля составляет 16.24%. Стремительный рост показала AVG. Она занимает второе по популярности место (14.4 %). На третьем и четвертом местах продукты компаний Avast (12.1%) и Microsoft (10.4 %), соответственно (рис. 1).

А вот в остальном мире ситуация несколько иная. Результаты «опроса» показали, что доминирующие позиции занимают бесплатные антивирусные решения. В сумме на них приходится более 40% инсталляционной базы. Наиболее популярными являются решения компаний  Avast (16.2 %), Avira (13.2 %), AVG (11.5 %). Однако коммерческие аналоги не спешат сдавать позиции, и следом идут продукты компаний ESET (10.3%), Symantec (9.5%) и "Лаборатории Касперского" (8.2%) (рис. 2).

Для сравнения, приведем результаты аналогичного исследования компании Gfk, в результате которого выяснилось, что российский пользователь больше доверяет защиту своих компьютеров коммерческим антивирусным решениям, разработанных компаниями "Лаборатория Касперского" (43%) и ESET (32%). Но, стоит отметить тот факт, что бесплатный антивирус от компании Avast тоже пришелся по душе нашим согражданам, он занял третье место, отобрав у остальных игроков 27%.

По мнению экспертов Anti-Malware.ru, ситуация на российском рынке скорей исключение из правил и все идет к тому, что среднестатистический пользователь будет выбирать именно бесплатный продукт. Кстати сказать, подтверждение тому уже есть. Недавно компания Avast заявила, что количество их активных пользователей в месяц, находящихся на территории нашей страны  превысило отметку 7 миллионов, притом, что их общая база пользователей в мире составляет более 150 миллионов. Сейчас же, по оценке Anti-Malware.ru, на российском антивирусном рынке в сегменте персональных пользователей почти безраздельно правят "Лаборатория Касперского" и Eset - более 80%.

 

Рисунок 1. Данные исследования в США.        Рисунок 2. Данные исследования в мире.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Сроки замены зарубежных СЗИ сдвинуты не будут

На конференции BIS Summit прозвучали заявления о том, что сроки, установленные указом президента на замену зарубежных средств защиты информации (СЗИ), сдвигаться не будут.

«С инициативой сдвинуть сроки выполнения Указов точно выходить не будем. Будем помогать тем, кто не готов к выполнению Указов», — отметил в своем выступлении на пленарной сессии BIS Summit заместитель директора ФСТЭК России Виталий Лютиков.

Вместе с тем заместитель руководителя ФСТЭК признал проблемы с целыми классами решений:

«Плохая ситуация с отдельными классами — во-первых, в аспектах наличия таких сертифицированных средств, а второе — качество этих средств и их эффективность».

Он при этом анонсировал, что до конца года получат сертификаты ФСТЭК России NGFW от двух вендоров. Уже сегодня ГК «Солар» сообщила о получении сертификата на Solar NGFW.

Также Виталий Лютиков раскритиковал высокие цены на ПО. Директор АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» Илья Массух заявил о том, что цены находятся в разумных пределах, хотя и признал, что они растут более высокими темпами, чем инфляция. Кроме того, он обратил внимание на то, что при пересчете в доллары или евро цены на ПО в России будут заметно ниже, чем на зарубежных рынках.

По мнению депутата Госдумы Андрея Свинцова, росту цен способствует распыление сил игроков на схожие проекты:

«Когда в рамках рабочих групп выясняется, что десятки компаний разрабатывают одно и тоже — количество потребителей и денег конечно и когда на рынок выходит 10 одинаковых продуктов, это приводит к задиранию цен, чтобы отбить затраты. А эти затраты начинают расти сильно выше инфляции. Когда 10 команд пилят одно и то же, владелец начинает докупать себе персонал, рынок начинает разгоняться».

Свинцов призвал вмешаться в данный процесс и перераспределять разработчиков на другие продукты, поскольку, используя исключительно рыночные механизмы, ситуацию исправить не удастся.

«На своем уровне с Минцифры и разработчиками несколько подходов сделали. Выбрали 4 ОС, назвали их целевыми. К сожалению, регуляторику подогнать, что они “главные“ для импортозамещения, до конца не удалось. Такая же идея была с базами данных: пройти по всем классам и обозначить общесистемные решения, на которые весь рынок должен ориентироваться. Тут нужна позиция правительства с точки зрения регулирования», — отметил Илья Массух.

Директор АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» привел пример Китая, где за несколько лет количество разработчиков некоторых видов ПО снизилось с сотен до 4.

«Хорошо, что мы пришли к консенсусу, что количество решений должно быть разумным, в том числе это приведет к снижению цен», — подвела итог дискуссии президент ГК InfoWatch Наталья Касперская.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru