В ожидании роста штрафов вырос спрос на аудит ИБ

В ожидании роста штрафов вырос спрос на аудит ИБ

В ожидании роста штрафов вырос спрос на аудит ИБ

Значительный рост штрафов за утечки персональных данных вызвал увеличение спроса бизнеса на аудит систем информационной безопасности. Таким образом компании стремятся снизить потенциальные финансовые потери от штрафов.

Издание «Коммерсант», ссылаясь на мнения опрошенных экспертов в области кибербезопасности и профильных юристов, отмечает заметный рост интереса к услугам аудита систем хранения и защиты информации.

Эти мероприятия направлены как на минимизацию риска инцидентов с утечкой данных, так и на уменьшение размера возможных штрафов в случае происшествия.

Новые законы — 420-ФЗ и 421-ФЗ — были подписаны президентом 2 декабря 2024 года и вступят в силу уже 30 мая 2025 года. В среднем размер штрафов за утечку персональных данных вырастет в 27 раз, а за повторные нарушения предусмотрены оборотные штрафы. Некоторые виды нарушений при обработке персональных данных будут наказываться не только административной, но и уголовной ответственностью с лишением свободы сроком до 10 лет.

При этом компании могут снизить размер штрафов, если докажут регулярные инвестиции в информационную безопасность, отсутствие нарушений в прошлом и высокий уровень цифровой зрелости.

По данным юридической компании ЭБР, спрос на аудит информационной безопасности за последний год увеличился в два раза. Советник практики интеллектуальной собственности компании Артем Евсеев подчёркивает, что если раньше такие аудиты зачастую проводились формально, то теперь подход стал гораздо серьёзнее. Причинами стали не только возросшие штрафы, но и снятие моратория на внеплановые проверки со стороны регуляторов.

Заместитель генерального директора компании «СКБ Контур» Михаил Добровольский подтвердил «многократный» рост интереса к аудиту систем информационной безопасности. Основные заказчики таких услуг — крупные компании и холдинги.

Проект аудита состоит из нескольких этапов. Как пояснил директор департамента консалтинга и аудита компании «Информзащита» Александр Барышников, сначала специалисты проводят обследование текущих процессов обработки персональных данных и анализируют состояние технической инфраструктуры. Затем определяются угрозы безопасности информации, осуществляется классификация систем по уровням защищенности и проводится проверка на соответствие требованиям регуляторов.

По итогам заказчик получает пакет рекомендаций и организационно-распорядительную документацию. При необходимости юристы дополнительно проверяют правомерность получения персональных данных.

Антон Исупов, руководитель департамента аудита, консалтинга и оценки соответствия АО «Кросс технолоджис», сообщил изданию, что стоимость проекта зависит от множества факторов. Среди них размер бизнеса, объем и виды обрабатываемых данных, сложность ИТ-инфраструктуры.

Значительно повышает стоимость аудита наличие биометрической идентификации и работа с данными повышенных категорий, например медицинскими. Разница в цене таких услуг может достигать трех порядков: от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов рублей.

Факт проведения подобных аудитов изданию подтвердили в ряде крупных компаний, в том числе в Яндексе, объединённой компании Wildberries и Russ, а также в РЖД.

В Роскомнадзоре поддержали практику проведения таких проверок: «Мы считаем целесообразным проводить аудит процессов сбора и использования персональных данных. Это позволит убедиться в соблюдении принципов работы с информацией: проверить законность источников получения данных, правовые основания для их сбора, обеспечить минимизацию собираемого объема данных, удостовериться, что данные соответствуют цели их сбора и своевременно уничтожаются после ее достижения».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

АО ГЛОНАСС обнаружило уязвимости в электробусах и грузовиках

Специалисты департамента безопасности автотранспорта ГЛОНАСС в ходе предварительной проверки бортового оборудования выявили ряд уязвимостей в системах грузовых автомобилей и электробусов. Их эксплуатация позволяет потенциальным злоумышленникам вмешиваться в работу систем торможения и рулевого управления, а также провоцировать возгорание батарей в электротранспорте.

О результатах исследования бортовых систем электробусов, высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), автомобилей госслужащих и грузовых машин, перевозящих опасные грузы, сообщили «Известия».

Как пояснил директор направления автомобильной кибербезопасности ГЛОНАСС Владимир Педанов, исследование проводилось по инициативе ИЦК «Автомобилестроение». Для анализа были отобраны четыре категории транспортных средств: серийные электробусы, грузовики для перевозки опасных веществ, автомобиль госслужащих и высокоавтоматизированное ТС. В каждой категории тестировался один образец.

По словам Владимира Педанова, потенциально уязвимыми могут оказаться все автомобили, выпущенные после 2007 года. Они оснащены программно определяемыми системами ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, системы помощи водителю), которые используют телематические модули. Через них злоумышленники могут получить доступ к бортовым системам.

Так, в электробусе при удалённом подключении становится видим трафик электронного блока управления (ЭБУ). Если отправить ложные данные о пониженной температуре батареи, система запускает её принудительный разогрев, что может привести к возгоранию.

Мультимедийные комплексы также представляют угрозу: их можно использовать для слежки за пассажирами, включая госслужащих, или для блокировки автомобиля. Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров отметил, что такие системы нередко подключены к публичным сетям и интернету, что облегчает посторонним доступ к ним.

Эксперимент, в котором участвуют «НПП “Гамма”», Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), ГЛОНАСС и другие организации, продлится до лета 2026 года. К участию также присоединился автопроизводитель КАМАЗ. По словам Владимира Педанова, результаты исследования станут основой для создания нормативных требований, регулирующих безопасность транспортных средств.

По предварительным оценкам, корректировка требований может понадобиться как для зарубежных, так и для российских производителей. В целом от внешних атак могут оказаться уязвимыми до полумиллиона только иностранных автомобилей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru