В ожидании роста штрафов вырос спрос на аудит ИБ

В ожидании роста штрафов вырос спрос на аудит ИБ

В ожидании роста штрафов вырос спрос на аудит ИБ

Значительный рост штрафов за утечки персональных данных вызвал увеличение спроса бизнеса на аудит систем информационной безопасности. Таким образом компании стремятся снизить потенциальные финансовые потери от штрафов.

Издание «Коммерсант», ссылаясь на мнения опрошенных экспертов в области кибербезопасности и профильных юристов, отмечает заметный рост интереса к услугам аудита систем хранения и защиты информации.

Эти мероприятия направлены как на минимизацию риска инцидентов с утечкой данных, так и на уменьшение размера возможных штрафов в случае происшествия.

Новые законы — 420-ФЗ и 421-ФЗ — были подписаны президентом 2 декабря 2024 года и вступят в силу уже 30 мая 2025 года. В среднем размер штрафов за утечку персональных данных вырастет в 27 раз, а за повторные нарушения предусмотрены оборотные штрафы. Некоторые виды нарушений при обработке персональных данных будут наказываться не только административной, но и уголовной ответственностью с лишением свободы сроком до 10 лет.

При этом компании могут снизить размер штрафов, если докажут регулярные инвестиции в информационную безопасность, отсутствие нарушений в прошлом и высокий уровень цифровой зрелости.

По данным юридической компании ЭБР, спрос на аудит информационной безопасности за последний год увеличился в два раза. Советник практики интеллектуальной собственности компании Артем Евсеев подчёркивает, что если раньше такие аудиты зачастую проводились формально, то теперь подход стал гораздо серьёзнее. Причинами стали не только возросшие штрафы, но и снятие моратория на внеплановые проверки со стороны регуляторов.

Заместитель генерального директора компании «СКБ Контур» Михаил Добровольский подтвердил «многократный» рост интереса к аудиту систем информационной безопасности. Основные заказчики таких услуг — крупные компании и холдинги.

Проект аудита состоит из нескольких этапов. Как пояснил директор департамента консалтинга и аудита компании «Информзащита» Александр Барышников, сначала специалисты проводят обследование текущих процессов обработки персональных данных и анализируют состояние технической инфраструктуры. Затем определяются угрозы безопасности информации, осуществляется классификация систем по уровням защищенности и проводится проверка на соответствие требованиям регуляторов.

По итогам заказчик получает пакет рекомендаций и организационно-распорядительную документацию. При необходимости юристы дополнительно проверяют правомерность получения персональных данных.

Антон Исупов, руководитель департамента аудита, консалтинга и оценки соответствия АО «Кросс технолоджис», сообщил изданию, что стоимость проекта зависит от множества факторов. Среди них размер бизнеса, объем и виды обрабатываемых данных, сложность ИТ-инфраструктуры.

Значительно повышает стоимость аудита наличие биометрической идентификации и работа с данными повышенных категорий, например медицинскими. Разница в цене таких услуг может достигать трех порядков: от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов рублей.

Факт проведения подобных аудитов изданию подтвердили в ряде крупных компаний, в том числе в Яндексе, объединённой компании Wildberries и Russ, а также в РЖД.

В Роскомнадзоре поддержали практику проведения таких проверок: «Мы считаем целесообразным проводить аудит процессов сбора и использования персональных данных. Это позволит убедиться в соблюдении принципов работы с информацией: проверить законность источников получения данных, правовые основания для их сбора, обеспечить минимизацию собираемого объема данных, удостовериться, что данные соответствуют цели их сбора и своевременно уничтожаются после ее достижения».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru