Россия заняла второе место по количеству утечек данных в мире

Россия заняла второе место по количеству утечек данных в мире

Россия заняла второе место по количеству утечек данных в мире

Количество утечек данных в мире сокращается, однако их частота остается высокой. По итогам 2024 года Россия заняла второе место среди исследуемых стран по числу инцидентов, связанных с компрометацией данных: на российские организации пришлось 8,5% от общего числа зарегистрированных случаев.

В рейтинге утечек персональных данных страна поднялась с седьмого на пятое место. Об этом говорится в исследовании «Утечки информации в мире, 2023-2024 годы», подготовленном экспертно-аналитическим центром (ЭАЦ) InfoWatch.

Отчет отмечает, что в крупных утечках все чаще не удается установить объем скомпрометированных данных, что может свидетельствовать о недооценке реального масштаба проблемы.

По данным исследования, в 2024 году в мире зафиксировано 9 175 утечек информации из государственных и коммерческих организаций. Это на 25,2% меньше, чем в 2023 году, когда было зарегистрировано 12 265 подобных инцидентов. Лидером по числу утечек остаются США (36,1% от общего числа), второе место занимает Россия (8,5%), третье – Индия (5,4%). Замыкают пятерку Великобритания (3,8%) и Канада (2,9%). Несмотря на сокращение общего количества утечек, доля России в мировом масштабе увеличилась с 6,4% до 8,5%.

Снижение числа утечек объясняется несколькими факторами. Во-первых, эффективность вредоносных программ снизилась на фоне значительных инвестиций в информационную безопасность, что стало реакцией на рост киберугроз в 2022-2023 годах. Во-вторых, рынок незаконного оборота данных насыщен, и темпы появления новых утечек замедлились. В-третьих, активные действия правоохранительных органов привели к закрытию нескольких площадок по продаже данных и аресту участников крупных хакерских группировок.

Это вынудило администраторов подпольных форумов ограничивать распространение вредоносных программ, чтобы избежать повышенного внимания со стороны властей. В совокупности эти факторы привели к снижению масштабных утечек: в 2024 году число инцидентов с компрометацией баз данных объемом более 1 миллиона записей сократилось почти на 30%.

В отношении утечек персональных данных Россия ухудшила свои позиции, поднявшись с седьмого на пятое место. Предыдущий отчет InfoWatch фиксировал рост числа утечек таких данных более чем на 30%.

Аналитики также отмечают тревожную тенденцию: в 48,3% случаев утечек персональных данных в 2024 году не удалось определить даже приблизительное количество скомпрометированных записей. Это указывает на то, что реальный масштаб проблемы может быть значительно серьезнее, чем отражено в статистике.

«Опубликованные данные по числу скомпрометированных записей следует рассматривать как минимальные. Пока говорить о переломе в борьбе с крупными утечками не приходится – они продолжаются, а объем утекших персональных данных в мире ежегодно достигает десятков миллиардов записей. Персональная информация используется не только для мошенничества, но и для организации новых атак, что угрожает как отдельным пользователям, так и организациям. В этих условиях важно продолжать усиливать меры защиты данных», — подчеркнул руководитель направления аналитики и спецпроектов ЭАЦ InfoWatch Андрей Арсентьев.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Почти 40% россиян считают свои данные скомпрометированными

Согласно результатам нового исследования, 39% опрошенных считают, что их персональные данные уже были скомпрометированы. Более половины респондентов (51%) слышали об утечках в компаниях, услугами которых они пользуются.

Вопрос защиты персональных данных вызывает обеспокоенность у 92% участников опроса.

Как отметили в BI.ZONE и «СберМаркетинге», в целом респонденты правильно понимают, что такое персональные данные: 65% согласились с определением, согласно которому это информация, позволяющая установить личность человека.

При этом 81% опрошенных готовы делиться своими данными ради участия в программах лояльности или получения иных выгод. Однако только 18% готовы делать это в любом случае, тогда как 63% зависят в своём решении от уровня доверия к конкретной организации.

Готовность делиться информацией также различается в зависимости от её типа. Охотно сообщают:

  • адрес электронной почты — 81%,
  • номер телефона — 72%,
  • дату рождения — 70%.

Гораздо реже пользователи готовы раскрыть:

  • никнейм или ссылку на профиль в соцсетях — 28%,
  • место жительства и должность — по 27%,
  • место работы — 25%,
  • паспортные данные — только 7% (среди женщин — 12%, среди мужчин — 3%).

По мнению авторов исследования, такая осторожность связана с риском использования паспортных данных в мошеннических целях. В то же время остальная информация часто уже доступна в открытых источниках, например, в социальных сетях.

70% респондентов сообщили, что получают рекламные сообщения от компаний, которым, по их мнению, они не давали согласие на обработку персональных данных, как того требует российское законодательство. Эксперты предполагают, что многие компании оформляют согласие в неявной или скрытой форме, из-за чего потребители не осознают, что дали на это разрешение.

Муслим Меджлумов, директор по продуктам и технологиям BI.ZONE, подчеркнул: «Три четверти россиян готовы отказаться от услуг организаций, допустивших утечку личной информации. Это создаёт серьёзные финансовые риски для бизнеса, и мы рекомендуем компаниям занимать проактивную позицию в вопросах защиты данных и уделять повышенное внимание мерам кибербезопасности».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru