Пятый алгоритм HQC дополнит стандарты NIST по постквантовому шифрованию

Пятый алгоритм HQC дополнит стандарты NIST по постквантовому шифрованию

Пятый алгоритм HQC дополнит стандарты NIST по постквантовому шифрованию

Национальный институт стандартов и технологий США (NIST) объявил о включении пятого алгоритма — HQC — в свой портфель постквантовой криптографии (PQC). Этот алгоритм станет резервным для ML-KEM и предназначен для механизмов encapsulation (KEM).

Согласно опубликованному отчету (PDF) о четвертом раунде стандартизации PQC, NIST планирует выпустить черновой стандарт HQC в начале 2026 года, а финализированный стандарт ожидается в 2027 году.

До этого институциональный портфель PQC уже включал четыре алгоритма, три из которых были утверждены в качестве стандартов:

Четвертый алгоритм, FALCON, проходит этап стандартизации и вскоре будет опубликован как FIPS 206 (FN-DSA).

HQC, как и ML-KEM, предназначен для установления общего секретного ключа по открытому каналу. В отличие от ML-KEM, построенного на основе структурированных решеток, HQC использует математический аппарат кодов исправления ошибок.

Алгоритм HQC требует больше вычислительных ресурсов и обладает большей длиной ключа, но, по словам ведущего специалиста NIST Дастина Муди, «его чистота и безопасность делают его достойным резервным вариантом».

В категории цифровых подписей (DSA) основным стандартом остается Dilithium (FIPS 204, ML-DSA). FALCON (FIPS 206, FN-DSA) предлагается для случаев, где требуется меньший размер подписи, а Sphincs+ (FIPS 205, SLH-DSA) выступает в качестве резервного алгоритма на основе криптографических хеш-функций.

Несмотря на включение HQC, NIST подчеркивает, что организациям не следует откладывать переход на постквантовую криптографию в ожидании резервных алгоритмов. В первую очередь рекомендуется использовать ML-KEM и другие уже утвержденные стандарты.

«Мы добавили HQC, чтобы иметь резервный вариант, использующий иной математический подход, чем ML-KEM», — пояснил Муди.

Таким образом, с включением HQC NIST завершил формирование полного набора первичных и резервных алгоритмов для постквантового шифрования, обеспечивая криптографическую гибкость (crypto agility) на случай будущих угроз.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Исследователи нашли способ хакнуть автобусы через бортовой Wi-Fi

На конференции DEF CON исследователи Чьяо-Лин «Steven Meow» Ю (Trend Micro Taiwan) и Кай-Чинг «Keniver» Ван (CHT Security) показали, как «умные» автобусы можно взломать удалённо — и последствия такого взлома могут быть куда серьёзнее, чем просто отключённый Wi-Fi.

Поводом для исследования стала бесплатная сеть в салоне автобуса.

Оказалось, что один и тот же M2M-роутер обслуживает не только пассажирский интернет, но и ключевые бортовые системы — APTS (управление маршрутами, расписаниями, GPS, панелями на остановках) и ADAS (ассистенты водителя, предотвращение столкновений, контроль полосы, распознавание знаков, видеонаблюдение в салоне).

Взлом оказался проще, чем ожидалось: аутентификацию роутера удалось обойти, а из-за отсутствия сегментации сети исследователи получили доступ ко всем подключённым сервисам.

Нашлись и серьёзные уязвимости — от возможности удалённого выполнения команд до MQTT-бэкдора, позволяющего подключаться к автобусу через интернет.

Демонстрация на DEF CON показала, что хакер может:

  • отслеживать точное местоположение автобуса,
  • подключаться к камерам с дефолтными паролями,
  • менять содержимое информационных дисплеев,
  • воровать данные водителей и пассажиров,
  • подделывать показания GPS, датчиков двигателя и даже статус «не на линии», чтобы сорвать расписание.

Шифрования и аутентификации в используемых протоколах нет вообще, поэтому атаки «человек посередине» легко позволяют подменять или подделывать данные.

Хотя тесты проводились в Тайване, разработчики систем предлагают интерфейсы на китайском, английском, японском и вьетнамском — значит, похожие уязвимые решения могут использоваться и в других странах.

Исследователи пытались уведомить производителей — американскую BEC Technologies (роутеры) и тайваньскую Maxwin (транспортные платформы), но ответа так и не получили. Уязвимости, судя по всему, до сих пор не исправлены.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru