Бизнес сокращает инвестиции в ИБ, несмотря на рост атак

Бизнес сокращает инвестиции в ИБ, несмотря на рост атак

Бизнес сокращает инвестиции в ИБ, несмотря на рост атак

Бизнес не только не увеличивает инвестиции в кибербезопасность, но в некоторых случаях даже сокращает их, несмотря на рост числа кибератак. По мнению участников рынка, одной из причин этого является высокая стоимость заемного финансирования.

Как отмечает «Коммерсант», оптимизация расходов — это адаптация бизнеса к новым киберугрозам.

В ГК «Солар» уточняют, что в 2024 году затраты на информационную безопасность составляли 6–10% от общего ИТ-бюджета компаний, тогда как в 2022 году этот показатель был втрое ниже. При этом бизнес и государственные структуры все чаще прибегают к аутсорсингу.

Согласно отчету BI.ZONE по итогам 2024 года, замедление роста российского ИТ- и ИБ-рынка связано, в том числе, с высокой ключевой ставкой Банка России, из-за которой привлечение заемных средств стало значительно дороже. Однако, по прогнозам компании, рынок кибербезопасности продолжит расти.

«Одна из причин недостаточного финансирования — высокая стоимость решений для кибербезопасности. Их цена значительна, а экономический эффект растянут во времени», — поясняет главный инженер проектов по ИБ компании «Уралэнерготел» Мария Глухова.

По ее мнению, бизнес чаще выбирает быстрые проекты с очевидным эффектом. При этом уровень защиты остается низким. Начальник управления ФСТЭК России Елена Торбенко на «Инфофоруме-2025» заявила, что минимально необходимый уровень защиты обеспечен лишь на 13% объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ).

Кроме того, далеко не все компании выполнили требования законодательства: по оценке «Кода Безопасности», обязательные меры по импортозамещению реализовали не более 70% госструктур и только 40% бизнеса.

Коммерческий директор «Кода Безопасности» Федор Дбара связывает это с высокой стоимостью импортозамещения и сложностью перестройки рабочих процессов.

«В России наблюдается смещение фокуса с реальных задач кибербезопасности на выполнение требований регуляторов», — считает руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений «Газинформсервиса» Сергей Полунин.

По его мнению, импортозамещение снижает зависимость от зарубежных решений, но не решает проблему защиты от киберугроз. Тем не менее, он прогнозирует, что в 2025 году бизнес вновь сосредоточится на практических аспектах кибербезопасности.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Каждая вторая компания в Москве увольняла сотрудников после ИБ-инцидентов

Компания «СёрчИнформ» опубликовала исследование о том, как московские организации пережили 2025 год в части информационной безопасности. В опросе участвовали 125 специалистов ИБ из разных компаний — от госсектора до коммерческих структур. Главная цифра, которая сразу бросается в глаза: 59% московских компаний сталкивались с ИБ-инцидентами по вине сотрудников.

И, что важно, в 62% случаев нарушение произошло ненамеренно — обычные ошибки, невнимательность, неправильная работа с документами.

Эксперты считают, что это показатель недостаточной осведомлённости сотрудников и нехватки обучения.

Замгендиректора «СёрчИнформ» Алексей Парфентьев отмечает: случайные инциденты всегда преобладают, потому что даже люди, знающие базовые правила, могут допускать ошибки.

 

Поэтому ИБ-службам стоит не только внедрять защитные системы, но и помогать сотрудникам понимать, как правильно работать с конфиденциальными данными.

Какие инциденты случались чаще всего

В 2025 году компании фиксировали:

  • утечки данных — 47%
  • внешние атаки через сотрудников — 17%
  • откаты и взяточничество — 14%
  • стороннюю занятость/«боковики» — 12%
  • промышленный шпионаж — 11%
  • дискредитацию компании — 11%

Чаще всего злоумышленники пытались «слить»:

  • персональные данные — 56%
  • внутренние регламенты — 48%
  • данные о клиентах и сделках — 35%
  • финансовые документы — 24%
  • техническую информацию — 19%

Через какие каналы утекала информация

Лидеры здесь вполне ожидаемы:

  • почта — 63%,
  • мессенджеры — 59%,
  • облачные сервисы — 38%,
  • флешки и другие носители — 32%.

Интересно, что ИИ-сервисы пока не стали массовым каналом утечек — о таких случаях заявили лишь 6% компаний.

Кто становился виновником утечек

Чаще всего — обычные сотрудники: их упомянули 72% компаний. Далее идут:

  • линейные руководители — 30%,
  • руководители направлений — 22%,
  • топ-менеджеры — 15%,
  • внештатные специалисты — 12%,
  • контрагенты — 10%.

Как компании наказывают нарушителей

Большинство обходятся предупреждением или выговором — так делают 75% компаний. Но 52% организаций увольняли сотрудников, ставших причиной инцидента. До суда дело доходило в 10% случаев. А 9% работодателей нарушителей никак не наказывали.

 

Кто обнаруживает инциденты

  • ИБ- или ИТ-службы — 83%,
  • сотрудники других подразделений — 32%,
  • контрагенты — 9%.

Исследование проводится ежегодно в рамках Road Show SearchInform, и 2025 год в очередной раз показал: человеческий фактор остаётся главной причиной ИБ-инцидентов, а компании — даже при развитой технической защите — всё ещё нуждаются в системном обучении персонала.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru