ФСТЭК России хочет обязать господрядчиков соблюдать ИБ

ФСТЭК России хочет обязать господрядчиков соблюдать ИБ

ФСТЭК России хочет обязать господрядчиков соблюдать ИБ

ФСТЭК России разрабатывает законопроект о введении обязательных требований по ИБ для подрядчиков, оказывающих услуги ИТ-разработки госсектору. Об этом заявил в ходе SOC Forum 2023 замдиректора федеральной службы Виталий Лютиков.

По его словам, необходимость установления таких требований связана с тем, что большинство взломов и утечек данных из ГИС происходит через подрядчиков-разработчиков. В то же время никаких нормативов по обеспечению ИБ, обязательных для подобных исполнителей, в России не существует.

«Количество угроз растет, ущерб от них увеличивается, — цитируют «Ведомости» слова Лютикова. — Остаются все старые [угрозы]. Решать эти проблемы приходится на законодательном уровне».

Инициативу ФСТЭК поддержал Роскомнадзор. Представитель Минцифры отметил, что такой документ пока не поступал на рассмотрение, но они поддерживают мероприятия, направленные на повышение уровня ИБ, и готовы помочь в разработке законопроекта.

Основные игроки российского ИТ-рынка тоже осознали необходимость повысить ответственность в отрасли за обеспечение ИБ и готовят соответствующий стандарт. Его внедрение позволит снизить вероятность атак на цепочку поставок, а также уменьшить размер оборотного штрафа за утечки.

Лютиков также рассказал, что ФСТЭК проверила 40 тыс. систем критической информационной инфраструктуры (КИИ) и треть отправила на доработку — переоценку возможного ущерба от взлома. Почти каждая вторая система содержала критические уязвимости.

«Проблема в том, что операторы или владельцы объектов КИИ пытаются занизить ущерб, минимизировать и показать при определении объекта, что никаких последствий, никакого ущерба не произойдет, — с сожалением отметил спикер. — Но те инциденты, которые происходили за последние два года, свидетельствуют об обратном».

По данным ФСТЭК, к середине ноября 2023 года в реестре объектов КИИ числилось около 19% проверенных ИС. В 50% случаев категория значимости не присвоена, по 31% ИС заявки о присвоении той или иной категории возвращены. Владельцам объектов КИИ было направлено около 1,6 тыс. требований о выполнении законодательства по ИБ.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Новая схема обмана: фейковый сайт аренды домов лишил россиян 2,3 млн ₽

Компания F6 зафиксировала новый вид онлайн-мошенничества, рассчитанный на желающих арендовать дом для отдыха в Подмосковье. Злоумышленники создали поддельный сервис бронирования под названием Point House и с его помощью обманули около 300 человек, которые в сумме перевели аферистам более 2,3 млн рублей.

По данным департамента Digital Risk Protection компании F6, мошенники адаптировали под аренду жилья популярную схему FakeDate — «фальшивое свидание».

Всё начинается с сайтов знакомств, телеграм-ботов и соцсетей, где пользователи видят анкеты якобы привлекательных девушек. Эти анкеты создаются с помощью заранее подготовленных фото, голосовых и видеосообщений, а за ними стоят скамеры, получающие материалы через специальные телеграм-боты.

После короткого знакомства «девушка» предлагает встретиться — но не в кафе, а в «уютном домике для отдыха» в Подмосковье. Она присылает ссылку на сайт Point House, уверяя, что уже пользовалась его услугами и может поделиться «промокодом» на скидку. На деле этот промокод — идентификатор, который помогает организаторам схемы отслеживать, какой из скамеров привёл очередную жертву.

Сайт Point House выглядит убедительно: на нём представлены четыре варианта домов, каждый из которых обозначен как «Последний вариант», чтобы создать ощущение срочности. После выбора домика пользователю предлагают указать дату, число гостей и ввести «промокод», а затем — ввести данные банковской карты, включая CVV-код. В этот момент деньги уходят мошенникам в качестве «предоплаты».

По данным F6, максимальная сумма, списанная со счёта одной жертвы, составила 74 тысячи рублей, минимальная — около тысячи.

Старший аналитик департамента Digital Risk Protection Мария Синицына отмечает, что конкуренция между скам-группами усиливается, и злоумышленники всё быстрее адаптируют старые схемы под новые тренды:

«Когда мошенники видят растущий интерес к определённой услуге — будь то аренда домов, доставка или онлайн-знакомства, — они быстро подстраивают под это уже известные сценарии обмана. Часто они используют не только реальные бренды, но и придумывают собственные фейковые».

Эксперты предупреждают: если сервис бронирования выглядит подозрительно, а оплата предлагается только через неизвестный сайт — лучше не торопиться с предоплатой и проверить дом или площадку через официальные источники.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru