ФСБ и ФСТЭК России тормозят закон о белых хакерах

ФСБ и ФСТЭК России тормозят закон о белых хакерах

ФСБ и ФСТЭК России тормозят закон о белых хакерах

Законопроект о белых хакерах вызвал вопросы у силовиков, выяснили “Ведомости”. Желания Минцифры вывести в правовое поле понятие bug bounty может не хватить для изменения УК. Резко против выступают ФСТЭК и ФСБ России.

Принятие законопроекта о белых хакерах может быть отложено, пишут “Ведомости”. Основные противники либерализации положений УК — ФСБ и ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю).

Напомним, Минцифры обещает узаконить bug bounty с лета 2022. Реформа должна “обелить” работу исследователей, которые за деньги тестируют информационные системы на уязвимости. Сейчас их действия могут трактоваться как “неправомерный доступ к компьютерной информации” и попадать под статью 272 УК РФ. Максимальное наказание — 7 лет лишения свободы. Ответственность наступает, если незаконный доступ повлек за собой модификацию и копирование компьютерной информации.

Продвижение законопроекта в существующем виде практически приостановилось из-за позиции ФСБ и ФСТЭК, говорят источники “Ведомостей”.

“Грань между уголовно наказуемыми действиями и легальными, а также между ответственностью исследователя и ответственностью владельца системы очень зыбкая”, — объясняет собеседник издания.

Программы bug bounty сейчас есть у трех российских компаний: Positive Technologies, “Синклит” и BI.ZONE.

Игроки рынка считают, что законопроект позволит “активизировать исследователей, которые опасаются каких-либо правовых последствий.

По данным Positive Technologies, за девять месяцев работы bug bounty платформы ”белые хакеры” получили более 15 млн рублей.

В “Синклит” говорят, что компания не участвовала в обсуждении инициативы, но такой законопроект определенно нужен.

По мнению опрошенных юристов, проблемы уязвимости “белых хакеров” не существует.

Участие хакера в программе по поиску уязвимостей за деньги предполагает, что компании, принимающие участие в проекте, добровольно предоставляют свои сети для поиска уязвимостей. Это полностью исключает уголовную ответственность при условии, что хакер не выходит за пределы своих прав, считают эксперты.

В случае с принятием поправок в УК важно, кто является их инициатором, объясняет вице-президент Гильдии российских адвокатов Евгения Корчаго.

“Предложения непрофильных ведомств, в этом случае — Минцифры, обычно умирают на этапе законопроекта”, — добавляет юрист.

Добавим, все три российские bug bounty платформы активно развиваются в последний год.

Так на платформе BI.ZONE Bug Bounty сейчас действуют 45 публичных программ, в том числе от VK, СберМаркета, “Авито”, Ozon и “Тинькофф”. В феврале “белых хакеров” пустили искать уязвимости на Госуслугах и в ЕСАИ. А в марте Standoff 365 от Positive Technologies объявила, что заплатит 1 млн руб. за поиск уязвимостей на собственной платформе.

Бывшему сотруднику Google грозит 15 лет за кражу секретов ИИ-разработок

Большое жюри суда Северной Каролины утвердило обвинительное заключение по делу 38-летнего Линь-Вэй Дина (Linwei Ding), открытому в связи с кражей у Google более 2000 документов, связанных с разработками в сфере ИИ.

По версии следствия, Дин, проработавший в Google программистом с 2019 года до конца 2023-го, решил создать свой стартап в КНР и даже встречался с потенциальными инвесторами, попросив сослуживца прикрыть свое отсутствие в офисе.

Чтобы не начинать с чистого листа, предприимчивый инженер стал выкачивать данные из сети работодателя — о суперкомпьютерном ЦОД, специально построенном для ИИ, о софте для его управления, ИИ-моделях, приложениях, кастомных чипах.

Исходники он скачивал в Apple Notes на рабочем MacBook, а затем конвертировал их в PDF и под своим Google-аккаунтом выгружал в облако, чтобы замести следы. За две недели до увольнения Дин скачал все украденные секреты на свой персональный компьютер.

Когда пропажу обнаружили, техногигант обратился в суд. Арест подозреваемого в связи с выдвинутыми обвинениями состоялся в марте 2024 года.

Позднее выяснилось, что тот также подал заявку на участие в программе правительства КНР, призванной обеспечить приток в страну специалистов по исследованиям и разработке. Этот факт позволял трактовать кражу секретов Google как промышленный шпионаж в пользу иностранного государства.

В США Дину инкриминируют семь эпизодов хищения коммерческой тайны и семь эпизодов экономического шпионажа. По первой статье ему грозит до 10 лет лишения свободы, по второй — до 15 лет.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru