Больше половины российских компаний ограничиваются бумажной ИБ-грамотностью

Больше половины российских компаний ограничиваются бумажной ИБ-грамотностью

Больше половины российских компаний ограничиваются бумажной ИБ-грамотностью

Письменные регламенты для самостоятельного изучения — основной подход в обучении персонала компаний основам информационной безопасности. Статистику изучили в “СёрчИнформ”. Только в 12% случаев организации проводят вебинары, 16% – устраивают полномасштабные киберучения.

80% российских компаний уделяют внимание повышению ИБ-грамотности сотрудников. Таковы результаты исследования “СёрчИнформ”. Данные собирали с сентября по ноябрь 2022 года в 25 городах. В опросе приняли участие больше 1 тыс. специалистов и руководителей по ИТ и ИБ из государственных, коммерческих и некоммерческих организаций во всех сферах экономики.

 

При этом 60% из тех, кто думает об ИБ-грамотности сотрудников, составляют письменные регламенты, которые в офисе должны изучить самостоятельно.

“Это самый распространенный подход, потому что самый простой – достаточно один раз сформулировать правила работы с данными”, — комментирует цифры начальник отдела информационной безопасности “СёрчИнформ” Алексей Дрозд.

Но такие регламенты мало кто читает, продолжает эксперт:

“Это как инструктаж по пожарной безопасности. Ознакомлять с ними “под подпись” бесполезно – люди распишутся “для галочки” или прочитают “по диагонали”, потому что не верят в реальность риска или не понимают, почему это их касается и важно в работе”.

Необходимо как минимум проверять, насколько усвоена информация, а лучше – показывать ее пользу на практике, советует Дрозд.

 

Понимая неполноценность только инструкций, часть организаций комбинирует подходы к обучению.

Так, 51% рассылают сотрудникам письма с предупреждениями о новых угрозах, 12% – проводят вебинары с демонстрацией ИБ-проблем и способов их избежать, а 16% – устраивают полномасштабные киберучения.

Часть респондентов обращаются к услугам профильных организаций: 27% пользуются бесплатными обучающими программами от ИБ-экспертов, 17% готовы заплатить за такие курсы для сотрудников.

Интересно, что в госсекторе охотнее заказывают платное обучение у поставщиков (22% против 15% в частном секторе), но заметно реже организуют киберучения (10% против 19% в бизнесе).

На первый взгляд лучше всего ситуация с ИБ-грамотностью кадров выглядит в ретейле и здравоохранении – регулярное обучение там проводят 80% организаций. Это больше, чем в промышленности. Но в медицине такое “обучение” ограничивается предоставлением сотрудникам регламентов по ИБ для самостоятельного изучения (70%), а в ретейле только в 5% случаев прибегают к курсам внешних ИБ-экспертов.

Практикоориентированные методы обучения чаще всего используют в компаниях нефтегазового сектора: 21% организует киберучения, 13% проводит вебинары-демонстрации.

Наглядность в обучении таким абстрактным с виду вещам, как киберграмотность – залог успеха, считают эксперты “СёрчИнформ”.

Чтобы условный менеджер понял, почему важно иметь разные пароли для личных и рабочих аккаунтов, научился распознавать интернет-мошенничество и следил, чтобы доступ к его рабочим документам не получили посторонние, нужно показать на примерах, чем может обернуться несоблюдение правил, заключает Алексей Дрозд.

В Госдуме не будут запрещать соцсети для детей и подростков

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин опроверг заявления заместителя председателя того же комитета Андрея Свинцова, который ранее высказывался за запрет использования социальных сетей для детей младше 14 лет.

Об этом депутат заявил в своём канале в MAX. Напомним, Свинцов апеллировал к опыту Австралии, где аналогичный запрет для пользователей младше 16 лет уже действует.

За введение подобных ограничений также выступал член комиссии Общественной палаты по экспертизе законопроектов Евгений Машаров. Он предлагал ввести запрет на социальные сети для несовершеннолетних наряду с ограничением доступа к играм незарегистрированных в России издателей и блокировкой крупных зарубежных мессенджеров, объясняя это необходимостью снижения киберрисков для подростков.

Антон Горелкин, в свою очередь, считает, что возможные последствия такого запрета могут оказаться негативными. В качестве примера он приводит австралийский опыт:

«Власти Австралии рапортуют об успехах, однако всё больше подростков выбирают цифровые платформы, которые не сотрудничают с государством. Происходит массовая миграция детей в неконтролируемые уголки интернета — и это, на мой взгляд, намного опаснее».

Кроме того, как показали исследования, проведённые накануне введения запрета в Австралии, дети и подростки, включая младшие возрастные группы, без особого труда обходят подобные ограничения. Многие платформы соблюдают возрастные требования лишь формально и не проверяют реальный возраст пользователей. В результате ограничения реально соблюдали лишь около 10% несовершеннолетних.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru