Больше половины российских компаний ограничиваются бумажной ИБ-грамотностью

Больше половины российских компаний ограничиваются бумажной ИБ-грамотностью

Больше половины российских компаний ограничиваются бумажной ИБ-грамотностью

Письменные регламенты для самостоятельного изучения — основной подход в обучении персонала компаний основам информационной безопасности. Статистику изучили в “СёрчИнформ”. Только в 12% случаев организации проводят вебинары, 16% – устраивают полномасштабные киберучения.

80% российских компаний уделяют внимание повышению ИБ-грамотности сотрудников. Таковы результаты исследования “СёрчИнформ”. Данные собирали с сентября по ноябрь 2022 года в 25 городах. В опросе приняли участие больше 1 тыс. специалистов и руководителей по ИТ и ИБ из государственных, коммерческих и некоммерческих организаций во всех сферах экономики.

 

При этом 60% из тех, кто думает об ИБ-грамотности сотрудников, составляют письменные регламенты, которые в офисе должны изучить самостоятельно.

“Это самый распространенный подход, потому что самый простой – достаточно один раз сформулировать правила работы с данными”, — комментирует цифры начальник отдела информационной безопасности “СёрчИнформ” Алексей Дрозд.

Но такие регламенты мало кто читает, продолжает эксперт:

“Это как инструктаж по пожарной безопасности. Ознакомлять с ними “под подпись” бесполезно – люди распишутся “для галочки” или прочитают “по диагонали”, потому что не верят в реальность риска или не понимают, почему это их касается и важно в работе”.

Необходимо как минимум проверять, насколько усвоена информация, а лучше – показывать ее пользу на практике, советует Дрозд.

 

Понимая неполноценность только инструкций, часть организаций комбинирует подходы к обучению.

Так, 51% рассылают сотрудникам письма с предупреждениями о новых угрозах, 12% – проводят вебинары с демонстрацией ИБ-проблем и способов их избежать, а 16% – устраивают полномасштабные киберучения.

Часть респондентов обращаются к услугам профильных организаций: 27% пользуются бесплатными обучающими программами от ИБ-экспертов, 17% готовы заплатить за такие курсы для сотрудников.

Интересно, что в госсекторе охотнее заказывают платное обучение у поставщиков (22% против 15% в частном секторе), но заметно реже организуют киберучения (10% против 19% в бизнесе).

На первый взгляд лучше всего ситуация с ИБ-грамотностью кадров выглядит в ретейле и здравоохранении – регулярное обучение там проводят 80% организаций. Это больше, чем в промышленности. Но в медицине такое “обучение” ограничивается предоставлением сотрудникам регламентов по ИБ для самостоятельного изучения (70%), а в ретейле только в 5% случаев прибегают к курсам внешних ИБ-экспертов.

Практикоориентированные методы обучения чаще всего используют в компаниях нефтегазового сектора: 21% организует киберучения, 13% проводит вебинары-демонстрации.

Наглядность в обучении таким абстрактным с виду вещам, как киберграмотность – залог успеха, считают эксперты “СёрчИнформ”.

Чтобы условный менеджер понял, почему важно иметь разные пароли для личных и рабочих аккаунтов, научился распознавать интернет-мошенничество и следил, чтобы доступ к его рабочим документам не получили посторонние, нужно показать на примерах, чем может обернуться несоблюдение правил, заключает Алексей Дрозд.

Иран подозревают в подготовке к отключению от глобального интернета

Иран подозревают в подготовке к фактическому отключению от глобального интернета. Власти уже ограничили доступ к ресурсам, не входящим в так называемый «белый список», а также последовательно развивают национальную интрасеть, лишь минимально связанную с внешним миром.

О таких планах иранских властей сообщила газета Guardian со ссылкой на эксперта по цифровым правам Амира Рашиди.

По его словам, в стране уже функционирует внутренняя сеть, практически изолированная от глобального интернета и полностью контролируемая государством. Ее развитие стало частью долгосрочной политики по формированию замкнутой цифровой экосистемы.

Как напоминает Guardian, 8 января интернет в Иране был полностью отключен на фоне протестов, вспыхнувших в конце декабря из-за резкого роста цен, связанного с ослаблением национальной валюты. Лишь 12 января доступ частично восстановили — но только к ресурсам из «белого списка», находящимся под полным контролем властей. В него вошли поисковые сервисы, картографические приложения, одобренные мессенджеры и стриминговый сервис.

По словам Рашиди, наиболее значимым каналом связи с внешним миром остаются спутниковые терминалы Starlink. По разным оценкам, их число в стране может достигать 100 тыс., при этом использование таких терминалов в Иране является бесплатным.

Однако их выявление входит в число приоритетных задач силовых структур. Для поиска терминалов используются беспилотники. С лета прошлого года применение Starlink криминализировано, а владельцам оборудования грозит до 10 лет лишения свободы. Кроме того, стабильная работа спутниковой связи затруднена из-за применения средств радиоэлектронной борьбы. Более-менее устойчиво Starlink работает лишь в отдельных регионах страны. По оценке экспертов, опрошенных Guardian, доступ к нему имеют лишь считанные проценты населения. Другие способы обхода ограничений используют крайне немногие иранцы.

Как отметил Амир Рашиди, работы по созданию изолированной цифровой среды ведутся в Иране уже несколько лет. «Скелет» внутренней сети, по его словам, фактически уже сформирован, а уровень ограничений в ней может оказаться жестче, чем в Китае. По неподтвержденной информации, после подавления протестов жителям страны могут оставить доступ только к этой внутренней сети, с минимальной связью с глобальным интернетом.

В то же время, как сообщило РИА Новости со ссылкой на иранское агентство FARS, полный доступ к интернету в Иране может быть восстановлен в течение одной-двух недель — и в том же объеме, что и до отключения.

«В течение предстоящей недели-двух соответствующими органами будет принято окончательное решение о предоставлении большего доступа к интернету», — говорится в сообщении FARS.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru