55% ИБ-преступлений в судах связаны с отраслью связи

55% ИБ-преступлений в судах связаны с отраслью связи

55% ИБ-преступлений в судах связаны с отраслью связи

Согласно исследованию компании «СёрчИнформ», посвящённому анализу судебной практики по итогам инцидентов в сфере информационной безопасности, 63% дел связаны с неправомерным доступом к компьютерной информации. Наибольшее число дел — 55% — зафиксировано в отрасли связи.

В рамках исследования эксперты проанализировали более 100 уголовных дел, возбужденных по статьям 137, 138, 159, 159.6, 183, 272 и 274.1 УК РФ. Все они касались инцидентов ИБ, а также нарушений, связанных с использованием корпоративных данных и информационных систем.

С большим отрывом лидирует отрасль связи — на неё приходится 55% всех рассмотренных дел. На втором месте — государственные учреждения (16%), на третьем — финансовый сектор (15%). Остальные отрасли представлены в значительно меньших объёмах.

Наиболее распространённое нарушение — так называемый «пробив», то есть передача сведений о конкретных людях: на него пришлось 47% всех случаев. Модификация, внесение ложной информации и изменение данных составили треть дел. Ещё 16% связаны с выгрузкой и передачей данных.

86% всех дел завершились обвинительными приговорами, однако к реальному лишению свободы осуждаются лишь 5% фигурантов. Чаще всего назначаются штрафы (45%), условные сроки (26%) и запрет занимать определённые должности (23%).

Чаще всего суды выносят приговоры по статье 272 УК РФ — неправомерный доступ к компьютерной информации (63%). На втором месте — статья 183 (20%), касающаяся незаконного получения и разглашения коммерческой, налоговой или банковской тайны. Замыкает тройку статья 138 (9%) — нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и других сообщений.

Подавляющее большинство нарушений (87%) совершаются рядовыми сотрудниками. На линейных руководителей приходится 9% случаев.

«Небольшое количество дел, связанных с экс-сотрудниками, объясняется тем, что компании редко доводят такие инциденты до суда. Однако отсутствие контроля за увольняющимися сотрудниками может привести к утечке конфиденциальных данных и репутационным рискам. По данным опроса собственников бизнеса, проведённого в 2025 году, 42% компаний сталкивались с нарушениями со стороны уволенных сотрудников. В 36% случаев бывшие работники пытались украсть клиентскую базу, в 28% — передавали информацию конкурентам. К сожалению, некоторые сотрудники воспринимают наработки, сделанные на прежнем месте, как свою собственность и уносят их с собой», — отметил руководитель отдела безопасности «СёрчИнформ» Алексей Дрозд.

«Мы видим, что в большинстве рассмотренных уголовных дел присутствует отягчающее обстоятельство — как правило, это служебное положение или корыстный мотив. По статье 272 УК РФ большую часть преступлений совершают сотрудники организаций, а не внешние злоумышленники. Поэтому одной из эффективных мер противодействия ИКТ-преступности становится повышение уровня внутренней безопасности компаний», — прокомментировал результаты GR-специалист «СёрчИнформ» Дмитрий Вощуков.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru