За идею и в Telegram: эксперты формулируют новую философию утечек

За идею и в Telegram: эксперты формулируют новую философию утечек

За идею и в Telegram: эксперты формулируют новую философию утечек

Эксперты проанализировали значимые утечки 2022 года и сформулировали два главных тренда: хактивизм и мессенджеры. Реакция бизнеса тоже трансформировалась: публичную потерю данных признавали в 70% случаев, четверть пострадавших компаний комментировала случившееся.

К выводу о кардинальных изменениях философии организаторов утечек в 2022 году пришли в “Лаборатории Касперского”. Если раньше основной целью взломов было извлечение прибыли, то теперь утечки устраивают в основном по идейным соображениям, говорят эксперты.

Ещё один тренд ушедшего года — публикация баз утечек в телеграм-каналах.

Исторически основным способом распространения массивов данных такого рода были форумы в даркнете, их аудитория обычно больше других заинтересована в подобной информации.

Однако в 2022 году злоумышленники-хактивисты стремились придать утечкам общественный резонанс, и теневые площадки, ограниченные узким кругом пользователей, не подходили для осуществления этих целей.

С марта информацию о скомпрометированных данных стали чаще распространять через Telegram — мессенджер с миллионами пользователей.

В итоге аудитория постов на эту тему в телеграм-каналах была в среднем в 20 раз больше, чем у публикаций на даркнет-форумах. Максимальное количество просмотров таких баз в Telegram достигало сотни тысяч, в то время как на форумах в даркнете исчислялось десятками тысяч. 

Но и активность злоумышленников на форумах в даркнете не исчезла. Ценные базы данных также передаются внутри небольших сообществ, продаются на форумах, а не такие значимые выкладываются в свободный доступ и “работают” на репутацию организаторов.

В целом в 2022 году 62% объявлений с базами данных были сначала опубликованы на форумах в даркнете, 37% — в телеграм-каналах.

Поменялось и отношение бизнеса к происходящему. В 2022 году открыто прокомментировали утечки более четверти затронутых компаний (28%).

В 70% случаев компании признавали, что скомпрометированные данные относятся к пользователям их ресурсов. При этом они стремились отреагировать на факт обнародования информации как можно раньше: почти половина заявлений (45%) были опубликованы уже в течение дня после размещения утечки в свободный доступ, а 26% — на следующий день.

“За прошедший год риски инцидентов в российских компаниях существенно выросли, и в ближайшее время эта тенденция вряд ли изменится”, — комментирует цифры аналитик Kaspersky Digital Footprint Intelligence Игорь Фиц. Эксперт подчеркивает, не все компании до сих пор знают, как действовать в случае утечки.

Добавим, в феврале правительство одобрило законопроект, предполагающий введение уголовной ответственности за оборот украденных персональных данных. Сами формулировки пока неизвестны.

Мошенники в России активно переходят на наличные

По данным банка ВТБ, около половины всех хищений средств сегодня совершается с использованием наличных. При этом деньги жертвы передают злоумышленникам добровольно — лично или через курьеров. Как правило, мошенники действуют с помощью манипуляций: представляясь сотрудниками регуляторов или правоохранительных органов, они вводят людей в состояние паники, заявляя об угрозе их сбережениям.

Под предлогом «спасения» денег, находящихся на счетах, аферисты убеждают жертв обналичить средства и передать их курьеру — якобы для «ответственного хранения» или перевода на «безопасный счёт».

Реже злоумышленники требуют спрятать наличные в тайнике или оставить их, например, в почтовом ящике. О подобных схемах банк предупреждал ещё в июле.

Как показало исследование Следственного департамента МВД, выдержки из которого привела официальный представитель ведомства Ирина Волк, мошенники нередко сопровождают требования по передаче денег откровенно абсурдными условиями. Например, просят завернуть купюры в фольгу — якобы для защиты от электромагнитного излучения. Также часто используются предметы одежды: джинсы, халаты, носки. Встречаются и более экзотические варианты — деньги предлагают положить в банку с домашними консервами или в упаковку с детскими подгузниками.

По мнению авторов исследования, такими требованиями злоумышленники решают сразу две задачи. Во-первых, они убеждают жертву, что та участвует в некой «спецоперации», где каждая деталь важна и требует строгого выполнения. Во-вторых, абсурдные инструкции помогают вывести человека из эмоционального равновесия. Кроме того, это своего рода тест на критическое мышление: если человек сомневается и указывает на нелепость требований, давление усиливается, а если готов беспрекословно выполнять указания — мошенники продолжают сценарий.

Как отметил заместитель руководителя департамента по обеспечению безопасности, вице-президент ВТБ Дмитрий Саранцев, ранее злоумышленники чаще требовали переводить деньги на подконтрольные им счета. Однако развитие систем банковского фрод-мониторинга привело к тому, что такие операции всё чаще выявляются и блокируются. В результате мошенники всё активнее переходят к схемам с наличными.

В банке рекомендуют немедленно прекращать разговор, если собеседник предлагает «для защиты» сбережений передать деньги «курьерам», «инкассаторам» или оставить их в тайнике. Для проверки любой информации следует обращаться только по официальным каналам банка.

Профильное управление МВД также предупреждает о резком росте схем с использованием наличных. В частности, злоумышленники всё чаще используют несуществующее в российском правовом поле понятие «дистанционного обыска», например под предлогом проверки подлинности купюр.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru