Новый Windows-зловред Beep очень старается избежать обнаружения

Новый Windows-зловред Beep очень старается избежать обнаружения

Новый Windows-зловред Beep очень старается избежать обнаружения

Проведенный в Minerva Labs анализ одного из семплов, загруженных на VirusTotal, показал, что вредонос до зубов вооружен средствами противодействия анализу. Новобранец также умеет загружать и исполнять дополнительные файлы.

Исследователей поразило количество техник, позволяющих определить запуск в песочнице, виртуальной машине или из-под отладчика: их оказалось полтора десятка. Реализации проверок на наличие антивирусов в коде не обнаружено.

Вредонос также проверяет дефолтный язык системы, используя Windows-функцию GetUserDefaultLangID (winnls.h). Если это русский, украинский, белорусский, таджикский, словенский, грузинский, казахский или узбекский (кириллица), исполнение откатывается.

Больше всего экспертов заинтересовало использование API-функции Beep (utilapiset.h) для задержки исполнения: с этой целью зловреды обычно используют Sleep API. Характерное отличие подсказало кодовое имя для новой угрозы — в Minerva ее нарекли Beep.

Вредоносная программа состоит из трех компонентов:

  • дроппер (big.dll, детектируют 55 из 70 антивирусов VirusTotal, результат на 15 февраля);
  • инжектор (AphroniaHaimavati.dll, 48 из 70);
  • полезная нагрузка.

Первый отвечает за создание нового ключа реестра и исполнение PowerShell-загрузчика. Сценарий при этом запускается каждые 13 минут (для этого в Windows создается новое запланированное задание), чтобы получить с удаленного сервера инжектор.

Этот модуль сначала проверяет окружение. Не найдя признаков враждебной среды, он извлекает и запускает полезную нагрузку, внедряя ее в легитимный процесс WWAHost.exe по методу process hollowing.

 

Пейлоад-компонент собирает и сливает на сторону системные данные. По команде с C2-сервера (расположен в США, адрес вшит в код) он может составить список запущенных процессов, собрать дополнительную информацию, запустить исполнение шелл-кода, DLL или файла EXE.

Список команд Beep включает 10 наименований, однако некоторые из них не реализованы. Исследователи пришли к выводу, что зловред находится на ранней стадии разработки.

Фишинг стал доминирующим методом проникновения при кибератаках

Согласно исследованию ландшафта угроз Threat Zone 2026, подготовленному BI.ZONE Threat Intelligence на основе анализа активности ста кластеров, атаковавших компании из России и других стран СНГ в 2025 году, фишинг стал основным способом первоначального проникновения в корпоративную инфраструктуру. На него пришлось 64% всех зафиксированных эпизодов.

Как отметил руководитель BI.ZONE Threat Intelligence Олег Скулкин, представляя результаты исследования, остальные методы используются значительно реже.

Так, применение средств удаленного доступа составило около 18%, а еще 9% атак пришлись на компрометацию подрядчиков — как правило, небольших и слабо защищенных компаний.

Лишь в 7% случаев злоумышленники проникали в инфраструктуру за счет эксплуатации уязвимостей. По словам Олега Скулкина, столь низкая доля объясняется тем, что организации все активнее устраняют известные проблемы безопасности. При этом он отметил рост интереса атакующих к уязвимостям нулевого дня.

Отдельной тенденцией 2025 года стало более активное использование техники ClickFix, при которой необходимые злоумышленникам действия выполняет сам сотрудник компании — обычно под давлением или с применением манипулятивных приемов. Если раньше такие подходы применялись в основном против зарубежных организаций, то в прошлом году они стали активно использоваться и в России, причем с опорой на отечественные сервисы.

В целом злоумышленники все чаще делают ставку на легитимные инструменты и «законные» способы получения доступа — например, с использованием украденных или утекших учетных данных сотрудников. Среди фреймворков эксплуатации и постэксплуатации атакующие все чаще выбирают малоизвестные и редко используемые решения, чтобы усложнить обнаружение. Вредоносное ПО при этом применяется в основном против организаций с низким уровнем защищенности.

По оценке Олега Скулкина, искусственный интеллект используется примерно в 1% атак. Он помогает экономить время — ИИ применяют для генерации фишинговых документов, обфускации и оптимизации кода. Однако полноценные зловреды, написанные ИИ, пока остаются редкостью из-за невысокого качества результатов работы больших языковых моделей.

Основным мотивом атак по-прежнему остается финансовый — на него пришлось 47% инцидентов. Это на 20 процентных пунктов меньше, чем в 2024 году. Одновременно выросла доля атак с целью шпионажа — с 21% до 37%, а также хактивизма — с 12% до 16%. При этом, как отметил Олег Скулкин, одни и те же кластеры нередко совмещают атаки разной направленности.

Самой атакуемой отраслью в 2025 году стало государственное управление — на него пришлось 14% всех атак. На втором месте оказался финансовый сектор с долей 11%. Третье и четвертое места разделили транспорт и логистика, а также розничная торговля — по 10% каждая.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru