Хинштейн: 70 млн биометрических данных никто не контролирует

Хинштейн: 70 млн биометрических данных никто не контролирует

Хинштейн: 70 млн биометрических данных никто не контролирует

Госдума приняла во втором чтении законопроект о биометрии. От первой редакции мало что осталось, утверждают законотворцы. Изначальный вариант критиковали эксперты, правозащитники и русская православная церковь.

“Буквально нет ни одного абзаца, в который не вносились бы изменения!” — написал у себя в Telegram-канале глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн. 

Речь о принятом сегодня во втором чтении законопроекте о единой биометрической системе (ЕБС).

Инициатива предлагает, что только сам человек вправе распоряжаться своими биометрическими данными, а их хранение — должно быть надежно защищено государством в рамках ЕБС, заявляет Хинштейн. 

Первой редакцией закона были недовольны все: от экспертного сообщества до РПЦ и СПЧ. Патриарх Кирилл писал письмо спикеру Володину, а глава Совета по правам человека Валерий Фадеев просил провести слушания в Госдуме. 

“После внесения поправок ко второму чтению, можно сказать, что теперь это абсолютно новый законопроект — переработанный нами совместно со всеми заинтересованными ведомствами, экспертным сообществом, представителями РПЦ и СПЧ. Буквально нет ни одного абзаца, в который не вносились бы изменения!” — пишет Хинштейн.

Самое главная поправка — запрет на принудительный сбор биометрии, как и ответственность за подобное принуждение, а также запрет на любую дискриминацию людей, которые отказываются предоставлять свои биометрические данные. 

По словам Хинштейна, на 20 декабря 2022 года в обороте уже находятся 70 миллионов данных о биометриях. В основном, это сведения, собранные банками, операторами связи и другими коммерческими структурами. 

Никакого контроля за этими сведениями сейчас нет, заявил Хинштейн, выступая перед депутатами на заседании в Госдуме. 

По словам политика, законопроект упорядочит процессы, связанные с внедрением биометрической аутентификации, которые сейчас носят бессистемный характер. 

“Пока миллионы биометрических персданных будут находиться в руках коммерческих структур (как это происходит сейчас!), государство не сможет гарантировать их защищённость”, — заявил Хинштейн. 

Он также добавил, что в разработке проекта принимали участие специалисты силовых ведомств, в том числе и ФСБ. 

Напомню, накануне спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что следующим шагом станет введение уголовной и административной ответственности за принудительный сбор и утечку биометрических данных.

Иран подозревают в подготовке к отключению от глобального интернета

Иран подозревают в подготовке к фактическому отключению от глобального интернета. Власти уже ограничили доступ к ресурсам, не входящим в так называемый «белый список», а также последовательно развивают национальную интрасеть, лишь минимально связанную с внешним миром.

О таких планах иранских властей сообщила газета Guardian со ссылкой на эксперта по цифровым правам Амира Рашиди.

По его словам, в стране уже функционирует внутренняя сеть, практически изолированная от глобального интернета и полностью контролируемая государством. Ее развитие стало частью долгосрочной политики по формированию замкнутой цифровой экосистемы.

Как напоминает Guardian, 8 января интернет в Иране был полностью отключен на фоне протестов, вспыхнувших в конце декабря из-за резкого роста цен, связанного с ослаблением национальной валюты. Лишь 12 января доступ частично восстановили — но только к ресурсам из «белого списка», находящимся под полным контролем властей. В него вошли поисковые сервисы, картографические приложения, одобренные мессенджеры и стриминговый сервис.

По словам Рашиди, наиболее значимым каналом связи с внешним миром остаются спутниковые терминалы Starlink. По разным оценкам, их число в стране может достигать 100 тыс., при этом использование таких терминалов в Иране является бесплатным.

Однако их выявление входит в число приоритетных задач силовых структур. Для поиска терминалов используются беспилотники. С лета прошлого года применение Starlink криминализировано, а владельцам оборудования грозит до 10 лет лишения свободы. Кроме того, стабильная работа спутниковой связи затруднена из-за применения средств радиоэлектронной борьбы. Более-менее устойчиво Starlink работает лишь в отдельных регионах страны. По оценке экспертов, опрошенных Guardian, доступ к нему имеют лишь считанные проценты населения. Другие способы обхода ограничений используют крайне немногие иранцы.

Как отметил Амир Рашиди, работы по созданию изолированной цифровой среды ведутся в Иране уже несколько лет. «Скелет» внутренней сети, по его словам, фактически уже сформирован, а уровень ограничений в ней может оказаться жестче, чем в Китае. По неподтвержденной информации, после подавления протестов жителям страны могут оставить доступ только к этой внутренней сети, с минимальной связью с глобальным интернетом.

В то же время, как сообщило РИА Новости со ссылкой на иранское агентство FARS, полный доступ к интернету в Иране может быть восстановлен в течение одной-двух недель — и в том же объеме, что и до отключения.

«В течение предстоящей недели-двух соответствующими органами будет принято окончательное решение о предоставлении большего доступа к интернету», — говорится в сообщении FARS.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru