Переход на российскую мобильную ОС обойдется в полтриллиона

Переход на российскую мобильную ОС обойдется в полтриллиона

Переход на российскую мобильную ОС обойдется в полтриллиона

Построение мобильной экосистемы на “Авроре” будет стоить 480 млрд руб. Проект рассчитан на 8 лет. По нему на рынок должны вывести 70 млн смартфонов. Необходимость объясняют угрозой отключения России от сервисов Google и Apple. Производить смартфоны под “Аврору” могут, правда, в Китае.

О перспективах “Авроры” пишет сегодня “Ъ”. Паспорт проекта развития отечественной ОС уже направили в центр компетенций разработки (ЦКР) “Операционные системы”, который курирует Минцифры.

Ростелеком” предлагает в партнерстве с российскими производителями электроники выпустить широкую линейку устройств (смартфонов и планшетов), включая потребительские, на базе ОС “Аврора” — всего около 70 млн штук.

В числе партнеров называют F+, GS Group, НИИ “Масштаб” и другие.

Стоимость проекта по бумагам — 480 млрд руб.

В паспорте также уточняется, что финансировать его будут из бюджета федерального проекта “Цифровое государственное управление” (ЦГУ) и нацпрограммы “Цифровая экономика” (ЦЭ РФ).

Средства пойдут на создание и увеличение инфраструктуры, техподдержку экосистемы, закупку устройств, установку ОС и ПО, зарплату сотрудникам и так далее.

В стратегии развития ОС, с которой тоже ознакомился “Ъ”, уточнялось, что финансирование может быть обеспечено через концессии с органами власти или дистрибьюторами (для населения), среди которых указывались в том числе операторы связи.

В первый год после реализации проекта ожидаемая выручка от продаж составит 28 млрд руб.

В документе говорится, он одобрен правительством. Как пояснил источник, знакомый с механизмом работы ЦКР, это промежуточное решение, денег могут и не дать.

Паспорту предстоит еще пройти через экспертную группу, Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) и правкомиссию по цифровому развитию.

В “Ростелекоме” подчеркивают, проект необходим в силу “угрозы отключения организаций и граждан России от мобильных экосистем Google и Apple, а также исчезновения из официальных магазинов важных российских приложений и сервисов”.

Однако топ-менеджер одного из российских производителей электроники обращает внимание на формулировки проекта:

“Судя по данным паспорта, бизнес-план состоит в том, чтобы партнеры предоставили необходимое количество мобильных устройств, технические характеристики которых будут отображены в тендерах на закупку”.

По мнению собеседника “Ъ”, это значит, что “российские смартфоны” будут производить в Китае или в лучшем случае собирать в РФ из китайских компонентов. Роль “Ростелекома”, полагает он, “будет в развитии и портировании ОС и установке софта по нормам российского законодательства”.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru