Киберпреступники привлекают школьников для установки вредоносов

Киберпреступники привлекают школьников для установки вредоносов

Киберпреступники привлекают школьников для установки вредоносов

Киберпреступники пытаются втягивать школьников в кибератаки, предлагая подзаработать на незаконной деятельности в цифровом пространстве. В частности, у подростков есть возможность поучаствовать в кардинге, хактивизме с политическим уклоном и распространении вредоносных программ.

По словам специалиста компании «РТК-Солар» Олега Седова, речь идёт о неких партизанских кибердружинах, членами которых могут стать школьники. В беседе с «Известиями» Седов отметил, что для участия в преступных схемах подростки должны установить у себя вредоносную программу, которая объединяет их в бот-сеть.

Проанализировав предложения матёрых киберпреступников, эксперты сделали вывод, что среди них есть хорошие психологи. Иначе нельзя объяснить фактически безупречное попадание в нужную злоумышленникам аудиторию.

Зачастую подростки просто хотят применить свои ИТ-навыки на практике. Например, ради интереса попробовать что-то взломать. Однако специалисты напоминают: даже проникновение в аккаунт одноклассника является уголовным преступлением.

Изучение материалов, мошеннических схем, а также получение готовых вредоносных программ для DDoS-атак или фишинга — всё это происходит в закрытых чатах, Telegram-ботах или на форумах в дарквебе.

Тяга к знаниям и экспериментам не всегда доводит юных любителей ИТ до положительных результатов. По словам исследователей, некоторые подростки выводят из строя собственные компьютеры, пытаясь запустить свою же вредоносную программу. Более того, молодёжь любит хвастаться, поэтому записывает на видео свои «подвиги» и выкладывает всё это в Сеть. Так школьники выдают себя.

Эксперт компании «Газинформсервис» Григорий Ковшов рассказал об опасности данной схемы взаимодействия со злоумышленниками:

«Прежде всего необходимо доносить до детей, что хакерство — это серьёзное преступление. Сегодня на форумах, где активно представлены в том числе и киберпреступники, идёт обсуждение перспектив нелегальной работы для школьников. Злоумышленники стараются переманить на «темную сторону» молодых и даже юных пользователей, погружённых или только интересующихся сферой ИТ.

Совершенно очевидно, что в даркнете нельзя найти законную, перспективную и высокооплачиваемую работу. Что касается подработок, то они тоже могут обернуться проблемами, так как профессиональные кибермошенники редко нанимают людей «с улицы», скорее всего школьников просто втягивают в очередную схему и используют в «темную». В итоге — мало того, что их могут привлечь к противоправной деятельности, так ещё и вряд ли заплатят за участие в мошеннических схемах.

Будьте бдительны и помните — информационная безопасность в наших с вами руках».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Доля российского ПО на ЭГЕ выросла до 20%, но замедлилась

За последние четыре года доля российских регионов, использующих отечественное программное обеспечение для проведения итоговой аттестации по информатике, выросла с 11% до 20%. Однако в 2025 году эта доля немного снизилась по сравнению с 2024 годом, когда она превышала 20%.

Такие данные представил Комитет по информатизации образования Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт».

Согласно информации ассоциации, Microsoft Office, LibreOffice и OpenOffice по-прежнему доминируют, хотя их доля постепенно снижается на фоне роста использования российских аналогов.

Лидером остаётся LibreOffice — его используют в 55 регионах. Такой выбор объясняется бесплатной лицензией, открытым исходным кодом и совместимостью с российскими операционными системами, в некоторые из которых он входит «из коробки».

Москва и Санкт-Петербург продолжают использовать Microsoft Office — главным образом из-за привычности и широкого распространения этого пакета в образовательных учреждениях. Однако его позиции сдают: всё чаще его заменяют как решения на открытом коде, так и российские продукты. В отдельных регионах, например в Вологодской области, допускается использование сразу нескольких офисных пакетов.

АРПП «Отечественный софт» отмечает активное распространение российских решений — «МойОфис» и «Р7-Офис». Если в 2021 году они использовались лишь в одном регионе, то в 2024 году — уже в 27.

По прогнозам, в 2026 году рост доли российского ПО продолжится. Согласно оптимистичному сценарию, она достигнет 50–60%, по консервативному — 40–45%. При этом доля зарубежных продуктов, в первую очередь устаревшего OpenOffice, будет сокращаться. Microsoft Office и LibreOffice также потеряют часть аудитории, но менее стремительно.

В ассоциации подчёркивают, что для ускорения перехода на отечественное ПО необходимо активнее внедрять его в образовательный процесс, адаптировать учебные программы и обеспечивать техническую поддержку. Учителям и организаторам экзаменов специалисты АРПП советуют учитывать региональные особенности, а разработчикам — адаптировать свои продукты под требования экзаменационных заданий.

«Мы уже несколько лет наблюдаем за ситуацией с проведением итоговой аттестации в компьютерной форме и анализируем по открытым источникам информацию о применяемом ПО. Видим положительную динамику, но её темпы пока невысоки: за четыре года лишь около 20% регионов перешли на российские решения. Выбор отечественного ПО — это не только вопрос безопасности, но и вклад в будущее ИТ-отрасли страны. Наш опыт показывает, что российские продукты не уступают зарубежным аналогам, а их использование в школах — это инвестиции в цифровую экономику России», — прокомментировала Анастасия Горелова, глава комитета по информатизации АРПП «Отечественный софт».

«Курс на технологический суверенитет сегодня проходит красной нитью через все сферы. Поэтому так важно, чтобы знакомство с российскими решениями начиналось ещё в школе. Чем раньше учащиеся начнут работать с отечественным ПО, тем проще им будет в будущем», — отметила Анастасия Баранова, руководитель направления обучения Центра по работе с образовательными учреждениями АО «Р7».

«Мы видим разрыв между тем, чему учат в школах, и тем, что регионы выбирают для экзаменов. Учебные материалы ориентированы на зарубежное ПО, и школам сложно самостоятельно осваивать новые инструменты. В “МойОфис” мы стараемся сократить этот разрыв — обучаем педагогов точечно в регионах, а также проводим открытые бесплатные лекции каждый месяц. На этом этапе особенно важна поддержка со стороны региональных властей и профильных министерств, чтобы как можно больше педагогов и учеников знали о российских решениях и умели ими пользоваться», — добавила Светлана Гиацинтова, генеральный директор «Хаб Знаний МойОфис».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru