Apple впервые оштрафовали за отказ локализовать данные россиян

Apple впервые оштрафовали за отказ локализовать данные россиян

Apple впервые оштрафовали за отказ локализовать данные россиян

Постановление касается отказа Apple хранить информацию о российских пользователей на территории страны. Американская компания должна заплатить в казну два миллиона рублей. В Apple говорят, что в деле не тот ответчик.

Решение вынес сегодня Мировой суд Таганского района Москвы, передает Интерфакс:

"Признать Apple, Inc., виновной по ч. 8 ст. 13.11 КоАП РФ (невыполнение оператором при сборе персональных данных обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ) и назначить штраф в размере 2 млн рублей", — огласил решение судья.

Apple по этой статье штрафуют впервые. Представители техногиганта в суде заявили, что корпорация не является ответственной за сбор данных в России.

"Привлекается к ответственности не то лицо, которое занимается сбором данных в РФ. К суду привлечена компания Apple Inc., а за обработку данных отвечает Apple Distribution", — пояснил защитник.

Доводы Роскомнадзора: администратором ресурса Apple, на котором собираются данные, является компания Apple Inc:

"На сайте компании нет сведений о других юридических лицах, поэтому мы считаем, что протокол составлен верно", — заявил юрист ведомства.

В Apple полагали, что закрыли вопрос с локализацией еще три года назад. В конце 2018 американцы зарегистрировались в качестве оператора персональных данных и официально уведомили об этом Роскомнадзор.

Добавим, 26 июля тот же Таганский суд и по тому же поводу вынесет решение в отношении мессенджера WhatsApp (принадлежит Meta — признана в России экстремистской, деятельность запрещена). За повторный отказ локализовать данные российских пользователей компании может грозить от 6 млн до 18 млн рублей.

Следующие в июльской очереди за многомиллионным штрафом — музыкальный сервис Spotify, приложения Snapchat и компании Ookla LLC, она владеет сервисом по измерению скорости интернета Speedtest.

Российское представительство компании — ООО "Эппл Рус" — в декабре 2018 года официально уведомило Роскомнадзор о локализации данных российских пользователей на территории РФ, после чего она была внесена в реестр операторов персональных данных.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru