Госдума одобрила создание национального мессенджера

Госдума одобрила создание национального мессенджера

Госдума одобрила создание национального мессенджера

Госдума приняла законопроект, который создаёт правовые основы для появления «национального мессенджера» — супераппа, объединяющего несколько ключевых функций. Помимо обмена сообщениями, он будет использоваться для доступа к госуслугам и подписания документов.

Вчера законопроект был одобрен сразу во втором и третьем чтениях и направлен в Совет Федерации. Верхняя палата рассмотрит его 17 июня.

Инициатива была разработана группой депутатов и сенаторов, а в Госдуму внесена 24 июля 2024 года. Первое чтение законопроект прошёл 29 октября.

Обязательное условие для такого сервиса — российское происхождение, подтверждённое включением в Реестр отечественного ПО Минцифры. Как отметил один из авторов документа, глава профильного комитета Госдумы Сергей Боярский, мессенджер должен стать доверенной средой для общения и выполнять роль цифрового идентификатора, заменяя бумажные документы — например, при заселении в гостиницу или покупке билетов, где требуется подтверждение возраста.

«Появление национального мессенджера — это очень здорово, при условии, что он будет конкурентоспособным и не уступит зарубежным аналогам. Конечно, в стране должен появиться такой мессенджер — и, возможно, не один», — прокомментировал инициативу пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Одной из ключевых функций нового мессенджера станет интеграция с сервисами электронной подписи. Это позволит расширить сферу его применения в сценариях взаимодействия между гражданами, а также с государством и бизнесом.

«Наша главная задача — включить электронную подпись в оборот C2C, то есть “гражданин–гражданин”. Это даст возможность перевести в электронный вид такие повседневные процессы, как аренда квартиры, продажа автомобиля, подписание договора на медицинские услуги. Например, человек приходит в стоматологию или в салон связи — считывает QR-код, загружает договор прямо в мессенджер, подписывает его и отправляет обратно», — заявил министр цифрового развития Максут Шадаев на заседании ИТ-комитета Госдумы накануне голосования.

«Это будет не просто мессенджер. Недаром в законопроекте используется термин “многофункциональный”. Помимо обмена сообщениями и звонков, платформа предложит возможности, которых нет ни в Telegram, ни в WhatsApp (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России), ни в других зарубежных решениях. Её основным конкурентным преимуществом станет глубокая интеграция с государственными сервисами. Благодаря открытой архитектуре в мессенджере появятся чат-боты и мини-приложения ведущих российских цифровых платформ», — отметил первый заместитель главы ИТ-комитета Госдумы Антон Горелкин.

На заседании Госдумы Максут Шадаев также сообщил, что уже осенью в мессенджере появятся новые функции, в том числе каналы. Это сделает его функционально сопоставимым с Telegram. Кроме того, туда будут перенесены цифровые сервисы для сферы образования, включая родительские чаты и электронные дневники.

Какая именно платформа станет основой «национального мессенджера», пока не решено. Как заявил Сергей Боярский, выбор будет за правительством. Максут Шадаев пообещал представить готовое решение летом. По мнению большинства экспертов, наиболее вероятным кандидатом считается платформа MAX от VK.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники стали в 16 раз чаще звонить с поддельных номеров из-за рубежа

За последнюю неделю количество фейковых звонков с иностранных номеров в Россию выросло в 16 раз. Об этом рассказали в Сбере. Всплеск удалось заметить в том числе благодаря пользователям, которые отправляли жалобы через раздел «Сообщи о мошеннике» в приложении СберБанк Онлайн.

Такие звонки — не новость: злоумышленники давно используют облачные АТС, где можно быстро взять в аренду номер с кодом другой страны.

Чаще всего — европейских. Иногда — стран с «похожими» номерами (например, +84 95), чтобы выглядело более правдоподобно. Всё это делается через IP-телефонию, что позволяет обходиться без операторов сотовой связи и затрудняет блокировку.

Зампред правления Сбера Станислав Кузнецов отметил, что несмотря на резкий рост таких звонков, в общем объёме мошеннических вызовов их пока немного. Антифрод-система банка их фиксирует и ставит подозрительные операции на усиленный контроль — благодаря этому удаётся избегать хищений.

Но в банке всё равно призывают не терять бдительность:

«Если вам звонят с незнакомого номера из-за границы — просто не отвечайте. Если у вас нет родных или деловых контактов за рубежом, то такие звонки почти наверняка мошеннические».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru