Что, где, когда: ФСБ хочет разложить СОРМ по полочкам

Что, где, когда: ФСБ хочет разложить СОРМ по полочкам

Что, где, когда: ФСБ хочет разложить СОРМ по полочкам

Силовики просят Минцифры доработать требования к «сорму». Сотовые операторы должны будут не только собирать и хранить весь трафик, но и раскладывать его по отдельным папкам. Расходы на изменение архитектуры могут лечь на плечи операторов.

Технические решения по оборудованию для оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ) придется пересмотреть и доработать. На проект приказа Минцифры, размещенный на портале regulation.gov.ru, сегодня обратил внимание “Ъ”. По новым правилам, системы СОРМ должны будут отдельно выделять и хранить трафик звонков через интернет, геопозицию пользователя и историю браузера.

Эти данные требовались и раньше. По «закону Яровой» операторы собирают телефонные разговоры, текстовые сообщения, изображения, видеозаписи и другие электронные сообщения пользователей. Хранить переговоры и сообщения нужно полгода, а интернет-трафик — 30 дней. ФСБ получает доступ к системам СОРМ по решению суда.

В Минцифре «Ъ» пояснили: проект приказа корректирует требования к параметрам технических средств СОРМ-3 (ТС ОРМ, находятся у операторов) и кодирования информации между пультом управления СОРМ (находится у ФСБ), а также к параметрам сбора информации, к формату ее хранения, взаимной аутентификации ТС ОРМ и пульта управления, к резервированию пропускной способности каналов между ними.

Из приказа, в частности, следует, что информация о соединениях абонентов, использующих услуги VoWiFi (WiFi Calling и аналогичные), должна храниться в ИС ОРМ в формате статистических записей о телефонных соединениях. В качестве информации о местоположении должны указываться географические координаты устройства либо IP-адрес и порт точки доступа Wi-Fi-сети. Также отдельно должна выделяться информация о фактах входа и иных действиях в личном кабинете абонента.

В Минцифре уверяют, изменения коснутся больше производителей оборудования и органов по его сертификации: Дополнительных затрат от операторов и производителей не потребуется, говорят в Министерстве.

Однако источники «Ъ» сомневаются в том, что инициатива не потребует затрат от операторов:

«В документе есть пункт, устанавливающий требования ко времени скачивания информации, сохраняемой по "закону Яровой". Ранее от СОРМ не требовалось, чтобы данные можно было скачать в определенный срок».

По словам собеседника издания, если текущее оборудование не справится, операторам придется закупить новое.

Эксперты, опрошенные Anti-Malware.ru, согласны с мнением собеседника «Ъ» о возможных дополнительных тратах:

«Поправки, скорее всего, приведут к необходимости изменения архитектуры решения или доработкам существующего комплекса СОРМ, — говорит источник Anti-Malware.ru. — Это точно потребует определенных ресурсов, оплачивать которые производитель решений СОРМ вряд ли будет — затраты в любом случае лягут на оператора связи».

Сегодня СОРМ разрабатывают несколько вендоров: VAS Experts, «Норси-Транс», «ТехАргос», «Сигналтек», «Специальные технологии» и ГК «Цитадель» (входит в «ИКС Холдинг», объединяет «МФИ Софт», «Основа Лаб», «Сигнатек»).

В Tele2 журналистам сообщили, что изучают документ. МТС, «Вымпелком», «МегаФон» отказались от комментариев.

Напомним, в среду Минцифры выступила еще с одной инициативой по СОРМ. Ведомство предложило ввести оборотные штрафы для операторов связи за отсутствие нужного оборудования.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru