Россияне готовы делиться личными данными в обмен на улучшение сервиса

Россияне готовы делиться личными данными в обмен на улучшение сервиса

Россияне готовы делиться личными данными в обмен на улучшение сервиса

Согласно результатам исследования, проведенного Ассоциацией больших данных (АБД) совместно с ВЦИОМом и маркетинговой компанией Ipsos, большинство россиян нейтрально относятся к сбору ПДн. Пользователи даже готовы поделиться такими данными с бизнесом и госорганами, если это поможет улучшить качество сервиса.

Чтобы получить представление об осведомленности граждан и восприятии темы данных, партнеры работали не покладая рук три месяца (с июля по сентябрь этого года). Они изучали публикации в СМИ и соцсетях, беседовали с представителями экспертного сообщества и провели два опроса; в первом приняли участие 1600 респондентов из 70 регионов России, во втором — 40 добровольцев фокус-группы.

В ответ на вопрос о цели сбора ПДн 42% опрошенных указали оценку товаров и услуг, 28% — улучшение сервиса, 25% — подтверждение личности. Определяя безопасность веб-сервиса, россияне обычно руководствуются такими критериями, как известность бренда, время существования на рынке, протекция со стороны государства, наличие положительных отзывов от знакомых.

Исследование также показало, что большинство респондентов готовы предоставить свои данные в обмен на улучшение сервиса. По словам АБД, аналогичные результаты дают иностранные исследования. Так, почти две трети британцев и американцев не прочь поделиться ПДн, если это обеспечит персонализированный подход, повысит прозрачность и контроль над данными.

В то же время 79% иностранцев заботит безопасность обработки и хранения данных; схожие настроения наблюдаются и в России. Наши соотечественники опасаются, что их ПДн попадут в недобрые руки, и они в итоге потеряют деньги или репутацию.

В качестве примеров несанкционированного использования данных россияне чаще всего называли слив номера телефона и навязчивые спам-звонки. Получив телефонный вызов или СМС-сообщение от незнакомой организации, 79% респондентов склонны заподозрить утечку.

На восприятие темы данных в России, согласно результатам, влияют публикации в СМИ и социальных сетях, личный опыт и рассказы знакомых. О защите ПДн основная масса пользователей осведомлена слабо и считает, что компании должны предоставлять больше сведений об используемых механизмах. Российским пользователям также не хватает контроля над своими данными, информации о случаях предотвращения утечек и знаний о мерах борьбы с последствиями.

Примечательно, что молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет лучше чувствуют свою ответственность за сохранность ПДн: среди основных причин злоупотреблений 24% таких респондентов назвали небрежность владельца — против среднестатистических 15% по выборке. К сожалению, молодежь также более самонадеянна; 47% представителей этой возрастной группы убеждены, что несанкционированное использование их данным не грозит.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Каждая вторая компания в Москве увольняла сотрудников после ИБ-инцидентов

Компания «СёрчИнформ» опубликовала исследование о том, как московские организации пережили 2025 год в части информационной безопасности. В опросе участвовали 125 специалистов ИБ из разных компаний — от госсектора до коммерческих структур. Главная цифра, которая сразу бросается в глаза: 59% московских компаний сталкивались с ИБ-инцидентами по вине сотрудников.

И, что важно, в 62% случаев нарушение произошло ненамеренно — обычные ошибки, невнимательность, неправильная работа с документами.

Эксперты считают, что это показатель недостаточной осведомлённости сотрудников и нехватки обучения.

Замгендиректора «СёрчИнформ» Алексей Парфентьев отмечает: случайные инциденты всегда преобладают, потому что даже люди, знающие базовые правила, могут допускать ошибки.

 

Поэтому ИБ-службам стоит не только внедрять защитные системы, но и помогать сотрудникам понимать, как правильно работать с конфиденциальными данными.

Какие инциденты случались чаще всего

В 2025 году компании фиксировали:

  • утечки данных — 47%
  • внешние атаки через сотрудников — 17%
  • откаты и взяточничество — 14%
  • стороннюю занятость/«боковики» — 12%
  • промышленный шпионаж — 11%
  • дискредитацию компании — 11%

Чаще всего злоумышленники пытались «слить»:

  • персональные данные — 56%
  • внутренние регламенты — 48%
  • данные о клиентах и сделках — 35%
  • финансовые документы — 24%
  • техническую информацию — 19%

Через какие каналы утекала информация

Лидеры здесь вполне ожидаемы:

  • почта — 63%,
  • мессенджеры — 59%,
  • облачные сервисы — 38%,
  • флешки и другие носители — 32%.

Интересно, что ИИ-сервисы пока не стали массовым каналом утечек — о таких случаях заявили лишь 6% компаний.

Кто становился виновником утечек

Чаще всего — обычные сотрудники: их упомянули 72% компаний. Далее идут:

  • линейные руководители — 30%,
  • руководители направлений — 22%,
  • топ-менеджеры — 15%,
  • внештатные специалисты — 12%,
  • контрагенты — 10%.

Как компании наказывают нарушителей

Большинство обходятся предупреждением или выговором — так делают 75% компаний. Но 52% организаций увольняли сотрудников, ставших причиной инцидента. До суда дело доходило в 10% случаев. А 9% работодателей нарушителей никак не наказывали.

 

Кто обнаруживает инциденты

  • ИБ- или ИТ-службы — 83%,
  • сотрудники других подразделений — 32%,
  • контрагенты — 9%.

Исследование проводится ежегодно в рамках Road Show SearchInform, и 2025 год в очередной раз показал: человеческий фактор остаётся главной причиной ИБ-инцидентов, а компании — даже при развитой технической защите — всё ещё нуждаются в системном обучении персонала.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru