В 2020 году число мобильных банковских троянов выросло в два раза

В 2020 году число мобильных банковских троянов выросло в два раза

В 2020 году число мобильных банковских троянов выросло в два раза

Согласно статистике «Лаборатории Касперского», в прошлом году среднемесячная норма атак на мобильные устройства несколько снизилась — на 865 тыс. при разбросе показателей от 4,5 млн до 8 миллионов. Рост числа детектов происходил в основном за счет программ принудительного показа рекламы (adware); количество найденных банковских троянов в сравнении с 2019 годом увеличилось в два раза.

В первом полугодии агрессия мобильных зловредов заметно снизилась — по всей видимости, из-за неясной ситуации с COVID-19. В середине года, когда положение дел на этом фронте стало более предсказуемым, в Kaspersky зафиксировали рост количества атак.

Авторы вредоносов для мобильных устройств обычно используют элементы социальной инженерии, чтобы заставить пользователя загрузить зловредный APK. В прошлом году названия многих вредоносных пакетов включали слово «covid» и под этой личиной скрывали шпиона, банкера, рекламщика или трояна-дроппера.

Шифровальщик Trojan-Ransom.AndroidOS.Agent.aq зачастую распространялся с именем, содержащим слово «corona». Авторы банковского трояна Cebruser попросту переименовали его в Coronavirus, а создатели GINP стали выдавать его за платное приложение для поиска зараженных ковидом.

 

За год защитные решения Kaspersky для мобильных устройств совокупно обнаружили 5 683 694 вредоносных установочных пакета — на 2,1 млн больше, чем в 2019 году. Разбор нового улова показал, что количество банковских троянов увеличилось до 156 710, число вымогательских программ сократилось почти в 3,5 раза.

Количество бэкдоров увеличилось в три раза, однако почти все угрозы этого класса относятся к очень старым семействам, которые скорее всего утратили свою актуальность. Число эксплойтов для Android возросло в 17 раз — в основном за счет LPE-кодов (обеспечивающих локальное повышение привилегий), заточенных под Android версий с четвертой по седьмую. Также в 12 раз увеличилось количество угроз класса Trojan-Proxy.

В августе эксперты наблюдали резкий рост числа атак банковских троянов для мобильных устройств. Особой активностью при этом отличался Asacub, на долю которого в 2020 году пришлась четверть атакованных банкерами пользователей.

Рейтинг стран по этому показателю, согласно Kaspersky, заметно изменился. Россия, которая удерживала первенство на протяжении трех лет, опустилась на седьмую строчку (0,25% атакованных пользователей). Новый список возглавила Япония (2,83%), второе место занял Тайвань (0,87%), на третьем оказалась Испания (0,77%).

 

Говоря о финансовых угрозах, исследователи особо отметили Knobot (1,53% обнаруженных пакетов банкеров) — относительно нового оверлейного зловреда, способного перехватывать СМС-сообщения с кодами 2FA. Этот троян примечателен тем, что снабжен инструментами, не характерными для банкеров — например, механизмом перехвата ПИН-кодов с помощью «Специальных возможностей» Android (Accessibility Services).

У 30 тыс. пользователей защитных решений Kaspersky был найден дроппер Hqwar, который обычно загружает финансовых зловредов, ориентированных на приложения российских банков.

Обнаруженные программы класса adware, как правило, распространялись в виде репаков популярных приложений — мобильных игр, фонариков и проч. В этом виде они нередко проникали на Google Play.

Чтобы затруднить удаление своих продуктов с мобильных устройств, их авторы заключали соглашение о предустановке с производителями Android-устройств или вступали в партнерские отношения с ботоводами. В последнем случае боты-загрузчики нередко устанавливали рекламный компонент в системные разделы ОС — для верности.

Общее число атак вымогательских программ за год сократилось, однако в сентябре наблюдался резкий рост этого показателя. Виновником всплеска, по данным Kaspersky, оказался Trojan-Ransom.Win32.Encoder.jya; этот шифровальщик для Windows попадал на Android случайно — в результате скачивания мобильным клиентом Telegram.

Как и в прошлом году, наибольший процент пользователей, атакованных шифровальщиками, оказался в США (2,25%), где свирепствовал Svpeng. Второе место в этом рейтинге сохранил Казахстан (0,77%), третье вновь занял Иран (0,35%).

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru