В 2020 году число мобильных банковских троянов выросло в два раза

В 2020 году число мобильных банковских троянов выросло в два раза

В 2020 году число мобильных банковских троянов выросло в два раза

Согласно статистике «Лаборатории Касперского», в прошлом году среднемесячная норма атак на мобильные устройства несколько снизилась — на 865 тыс. при разбросе показателей от 4,5 млн до 8 миллионов. Рост числа детектов происходил в основном за счет программ принудительного показа рекламы (adware); количество найденных банковских троянов в сравнении с 2019 годом увеличилось в два раза.

В первом полугодии агрессия мобильных зловредов заметно снизилась — по всей видимости, из-за неясной ситуации с COVID-19. В середине года, когда положение дел на этом фронте стало более предсказуемым, в Kaspersky зафиксировали рост количества атак.

Авторы вредоносов для мобильных устройств обычно используют элементы социальной инженерии, чтобы заставить пользователя загрузить зловредный APK. В прошлом году названия многих вредоносных пакетов включали слово «covid» и под этой личиной скрывали шпиона, банкера, рекламщика или трояна-дроппера.

Шифровальщик Trojan-Ransom.AndroidOS.Agent.aq зачастую распространялся с именем, содержащим слово «corona». Авторы банковского трояна Cebruser попросту переименовали его в Coronavirus, а создатели GINP стали выдавать его за платное приложение для поиска зараженных ковидом.

 

За год защитные решения Kaspersky для мобильных устройств совокупно обнаружили 5 683 694 вредоносных установочных пакета — на 2,1 млн больше, чем в 2019 году. Разбор нового улова показал, что количество банковских троянов увеличилось до 156 710, число вымогательских программ сократилось почти в 3,5 раза.

Количество бэкдоров увеличилось в три раза, однако почти все угрозы этого класса относятся к очень старым семействам, которые скорее всего утратили свою актуальность. Число эксплойтов для Android возросло в 17 раз — в основном за счет LPE-кодов (обеспечивающих локальное повышение привилегий), заточенных под Android версий с четвертой по седьмую. Также в 12 раз увеличилось количество угроз класса Trojan-Proxy.

В августе эксперты наблюдали резкий рост числа атак банковских троянов для мобильных устройств. Особой активностью при этом отличался Asacub, на долю которого в 2020 году пришлась четверть атакованных банкерами пользователей.

Рейтинг стран по этому показателю, согласно Kaspersky, заметно изменился. Россия, которая удерживала первенство на протяжении трех лет, опустилась на седьмую строчку (0,25% атакованных пользователей). Новый список возглавила Япония (2,83%), второе место занял Тайвань (0,87%), на третьем оказалась Испания (0,77%).

 

Говоря о финансовых угрозах, исследователи особо отметили Knobot (1,53% обнаруженных пакетов банкеров) — относительно нового оверлейного зловреда, способного перехватывать СМС-сообщения с кодами 2FA. Этот троян примечателен тем, что снабжен инструментами, не характерными для банкеров — например, механизмом перехвата ПИН-кодов с помощью «Специальных возможностей» Android (Accessibility Services).

У 30 тыс. пользователей защитных решений Kaspersky был найден дроппер Hqwar, который обычно загружает финансовых зловредов, ориентированных на приложения российских банков.

Обнаруженные программы класса adware, как правило, распространялись в виде репаков популярных приложений — мобильных игр, фонариков и проч. В этом виде они нередко проникали на Google Play.

Чтобы затруднить удаление своих продуктов с мобильных устройств, их авторы заключали соглашение о предустановке с производителями Android-устройств или вступали в партнерские отношения с ботоводами. В последнем случае боты-загрузчики нередко устанавливали рекламный компонент в системные разделы ОС — для верности.

Общее число атак вымогательских программ за год сократилось, однако в сентябре наблюдался резкий рост этого показателя. Виновником всплеска, по данным Kaspersky, оказался Trojan-Ransom.Win32.Encoder.jya; этот шифровальщик для Windows попадал на Android случайно — в результате скачивания мобильным клиентом Telegram.

Как и в прошлом году, наибольший процент пользователей, атакованных шифровальщиками, оказался в США (2,25%), где свирепствовал Svpeng. Второе место в этом рейтинге сохранил Казахстан (0,77%), третье вновь занял Иран (0,35%).

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники массово продают путевки в несуществующие детские лагеря

С наступлением лета мошенники традиционно начинают использовать тему детского отдыха: предлагают путёвки в несуществующие лагеря или под предлогом продажи выманивают у потенциальных жертв персональные и платёжные данные. В этом сезоне новое развитие получили схемы с использованием дипфейков — в рекламных материалах и фальшивых отзывах.

Как отметил в комментарии для «Известий» начальник отдела информационной безопасности компании «Код Безопасности» Алексей Коробченко, злоумышленники пользуются тем, что родители стремятся найти доступные по цене варианты летнего отдыха для детей, и предлагают сомнительные или вовсе несуществующие услуги.

По словам Марии Михайловой, руководителя группы защиты бренда Angara SOC, преступники, как и в других мошеннических схемах, создают ощущение срочности: предлагают якобы «горящие» туры и требуют внести оплату как можно быстрее, иначе предложение исчезнет.

Злоумышленники при этом используют профессиональную лексику, свойственную турагентам, что способствует созданию доверительной атмосферы. Помимо сбора денежных средств, как предупреждает Михайлова, мошенники могут также перехватывать учётные данные от портала Госуслуг — якобы для авторизации на страницах, где якобы оформляется покупка путёвок.

Руководитель группы аналитиков по информационной безопасности Лиги цифровой экономики Виталий Фомин обращает внимание, что мошенники маскируют дизайн фишинговых сайтов под реальные страницы детских лагерей.

Та же тактика применяется и в социальных сетях. Преступники могут выдавать себя за представителей организаций, которые якобы выделяют путёвки. Основная целевая аудитория таких схем — родители детей младшего и среднего школьного возраста, в первую очередь из регионов.

Также, как подчёркивает Фомин, повышенному риску подвержены семьи, где выбор лагеря поручают самому ребёнку. Из-за недостаточного опыта дети не могут отличить фальшивый сайт от настоящего, особенно когда ресурсы продвигаются с помощью SMM-инструментов в поисковых системах. Кроме того, мошенники активно используют искусственный интеллект для генерации поддельных отзывов.

Старший аналитик департамента защиты от цифровых рисков компании F6 Мария Синицына напоминает, что схемы со сбором предоплаты за путёвки появляются ежегодно. По аналогичной логике действуют мошенники, предлагая бронирование отелей. Часто они используют тот факт, что родители приобретают путёвки в последний момент.

Кроме того, как предупреждает Синицына, злоумышленники нередко предлагают установить вредоносную программу, через которую якобы нужно оформить покупку путёвки.

Чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты рекомендуют внимательно проверять сайты и страницы. Даже при внешнем сходстве с официальными ресурсами у поддельных есть отличительные признаки — например, недавняя регистрация домена (её можно проверить через сервис Whois) и мелкие несоответствия в оформлении.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru