Lazarus сменила мишени и атакует оборонку, используя бэкдор ThreatNeedle

Lazarus сменила мишени и атакует оборонку, используя бэкдор ThreatNeedle

Lazarus сменила мишени и атакует оборонку, используя бэкдор ThreatNeedle

По данным «Лаборатории Касперского», APT-группа Lazarus, обычно атакующая финансовые организации, в середине прошлого года сменила свои предпочтения и теперь активно интересуется успехами оборонной промышленности. Основным оружием злоумышленников при этом является бесфайловый зловред ThreatNeedle. От шпионских атак Lazarus уже пострадали организации из десятка стран.

Целевые атаки с использованием ThreatNeedle исследователи наблюдают более двух лет. Этот бэкдор в Kaspersky относят к семейству Manuscrypt, также известному как NukeSped. Ранее ThreatNeedle был замечен в атаках на криптовалютные биржи и разработчика игр для мобильных устройств, а совсем недавно он всплыл в ходе вредоносной кампании, нацеленной на кражу информации у баг-хантеров.

Атаки Lazarus на оборонные предприятия, согласно Kaspersky, начинаются с рассылки поддельных писем на адреса целевого предприятия, собранные из открытых источников. В прошлом году злоумышленники активно использовали тему COVID-19 и распространяли свои сообщения от имени медицинского центра, входящего в состав атакуемой организации.

Фальшивые письма были снабжены вложением в виде документа Microsoft Word с вредоносным макросом либо содержали ссылку на такой файл, загруженный на удаленный сервер.

Анализ образца документа-приманки показал, что текст, используемый для отвода глаз, скопирован из статьи на сайте некоего медучреждения. Если получатель откроет файл и, следуя подсказке, запустит зловредный макрос, на его машину загрузится ThreatNeedle, что позволит авторам атаки захватить контроль над системой.

Далее злоумышленники с его помощью проводят разведку, определяя источники ценной информации в атакуемой сети, и, используя инсталлятор ThreatNeedle, распространяют инфекцию по сети. Продвигаясь вширь по сети, они также развертывают дополнительные программы для извлечения данных и вывода их на свои сервера.

 

По свидетельству аналитиков, основной модуль ThreatNeedle — бэкдор — обладает обширным набором функций. Он умеет собирать информацию о зараженной системе, выполнять операции с файлами, уходить в режим сна, обновлять свои настройки и совершать другие действия по команде с C2-сервера.

Расследование также показало, что, хозяйничая в сети, злоумышленники для сбора данных используют утилиту Responder, а для заражения других компьютеров — различные инструменты Windows. Примечательно, что Lazarus удалось добраться даже до изолированного сегмента, лишенного какой-либо связи с корпоративной сетью и возможности выхода в интернет. Преодолеть сегментацию сети атакующие смогли, получив доступ к виртуальной машине, выполнявшей функцию внутреннего маршрутизатора, и настроив на ней прокси-сервер.

Вывод краденых данных злоумышленники осуществляли поэтапно: сначала переносили все копии в скомпрометированные системы корпоративного сегмента сети, а затем создали SSH-туннели и по ним с помощью специальной утилиты отправили добычу на свой сервер, расположенный в Южной Корее.

Компании готовы тратить в среднем $2 млн на создание собственного SOC

Компании, которые только собираются строить собственный центр мониторинга кибербезопасности (SOC), в среднем готовы заложить на проект около 2 млн долларов. Такие данные приводит исследовательский центр «Лаборатории Касперского» по итогам глобального опроса организаций со штатом более 500 человек, где SOC пока нет, но его планируют создать в ближайшие два года.

Интересно, что больше половины респондентов (55%) рассчитывают уложиться в бюджет до 1 млн долларов.

При этом почти четверть (24%), наоборот, готовы потратить свыше 2,5 млн долларов. Всё сильно зависит от масштаба бизнеса. Малые компании в среднем ориентируются на сумму до 1,2 млн долларов, средние — примерно на 1,7 млн, а крупные корпорации — уже на 5 млн долларов. И это логично: чем больше инфраструктура и выше требования к защите, тем дороже проект.

Есть и региональные особенности. Например, в Китае и Вьетнаме компании готовы инвестировать в SOC больше, чем в среднем по миру. Это может быть связано с курсом на цифровой суверенитет и развитием собственных решений в сфере кибербезопасности.

По срокам большинство настроено довольно амбициозно. Две трети компаний (66%) рассчитывают развернуть SOC за 6–12 месяцев, ещё 26% закладывают от года до двух. Крупные организации, несмотря на более сложную инфраструктуру, чаще планируют уложиться в более сжатые сроки. На практике это обычно выглядит так: сначала SOC запускают для защиты критически важных систем, а затем постепенно расширяют его охват.

Главный барьер — деньги. Треть компаний (33%) называют основной проблемой высокие капитальные затраты. Почти столько же (28%) признаются, что им сложно оценить эффективность будущего SOC: метрик слишком много — от финансовых и операционных до стратегических, включая соответствие отраслевым стандартам.

Кроме того, бизнес сталкивается со сложностью самих решений: 27% говорят о трудностях управления комплексными системами кибербезопасности, 26% — об интеграции множества технологий. И, конечно, кадровый вопрос никуда не делся: четверть компаний отмечают нехватку квалифицированных специалистов, как внутри организации, так и на рынке в целом.

Как поясняет руководитель Kaspersky SOC Consulting Роман Назаров, бюджет на SOC может заметно отличаться в зависимости от масштаба инфраструктуры и выбранных решений. Первичные инвестиции покрывают лицензии и оборудование, но на этом расходы не заканчиваются — серьёзную долю в общей стоимости владения составляют операционные затраты, прежде всего зарплаты специалистов. По его словам, без чёткого стратегического плана с прописанными этапами и целями построить устойчивую систему кибербезопасности не получится.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru