Lazarus сменила мишени и атакует оборонку, используя бэкдор ThreatNeedle

Lazarus сменила мишени и атакует оборонку, используя бэкдор ThreatNeedle

Lazarus сменила мишени и атакует оборонку, используя бэкдор ThreatNeedle

По данным «Лаборатории Касперского», APT-группа Lazarus, обычно атакующая финансовые организации, в середине прошлого года сменила свои предпочтения и теперь активно интересуется успехами оборонной промышленности. Основным оружием злоумышленников при этом является бесфайловый зловред ThreatNeedle. От шпионских атак Lazarus уже пострадали организации из десятка стран.

Целевые атаки с использованием ThreatNeedle исследователи наблюдают более двух лет. Этот бэкдор в Kaspersky относят к семейству Manuscrypt, также известному как NukeSped. Ранее ThreatNeedle был замечен в атаках на криптовалютные биржи и разработчика игр для мобильных устройств, а совсем недавно он всплыл в ходе вредоносной кампании, нацеленной на кражу информации у баг-хантеров.

Атаки Lazarus на оборонные предприятия, согласно Kaspersky, начинаются с рассылки поддельных писем на адреса целевого предприятия, собранные из открытых источников. В прошлом году злоумышленники активно использовали тему COVID-19 и распространяли свои сообщения от имени медицинского центра, входящего в состав атакуемой организации.

Фальшивые письма были снабжены вложением в виде документа Microsoft Word с вредоносным макросом либо содержали ссылку на такой файл, загруженный на удаленный сервер.

Анализ образца документа-приманки показал, что текст, используемый для отвода глаз, скопирован из статьи на сайте некоего медучреждения. Если получатель откроет файл и, следуя подсказке, запустит зловредный макрос, на его машину загрузится ThreatNeedle, что позволит авторам атаки захватить контроль над системой.

Далее злоумышленники с его помощью проводят разведку, определяя источники ценной информации в атакуемой сети, и, используя инсталлятор ThreatNeedle, распространяют инфекцию по сети. Продвигаясь вширь по сети, они также развертывают дополнительные программы для извлечения данных и вывода их на свои сервера.

 

По свидетельству аналитиков, основной модуль ThreatNeedle — бэкдор — обладает обширным набором функций. Он умеет собирать информацию о зараженной системе, выполнять операции с файлами, уходить в режим сна, обновлять свои настройки и совершать другие действия по команде с C2-сервера.

Расследование также показало, что, хозяйничая в сети, злоумышленники для сбора данных используют утилиту Responder, а для заражения других компьютеров — различные инструменты Windows. Примечательно, что Lazarus удалось добраться даже до изолированного сегмента, лишенного какой-либо связи с корпоративной сетью и возможности выхода в интернет. Преодолеть сегментацию сети атакующие смогли, получив доступ к виртуальной машине, выполнявшей функцию внутреннего маршрутизатора, и настроив на ней прокси-сервер.

Вывод краденых данных злоумышленники осуществляли поэтапно: сначала переносили все копии в скомпрометированные системы корпоративного сегмента сети, а затем создали SSH-туннели и по ним с помощью специальной утилиты отправили добычу на свой сервер, расположенный в Южной Корее.

В России впервые оштрафовали за оскорбление в личном голосовом сообщении

Один из районных судов Москвы оштрафовал жительницу столицы за оскорбление, высказанное в голосовом сообщении. Это стало первым зафиксированным случаем, когда наказание было вынесено за распространение оскорблений в личной переписке, а не в публичном чате. Суд квалифицировал действия ответчицы по статье 5.61 КоАП РФ «Оскорбление» и назначил штраф в размере 3 тыс. рублей.

О решении суда по делу об оскорблении в голосовом сообщении, отправленном через мессенджер, 12 января сообщило РИА Новости. Поводом для разбирательства стало обращение потерпевшей в прокуратуру. В числе доказательств к жалобе был приложен, в частности, «акт прослушивания аудиозаписи».

Ранее аналогичные решения уже выносились, однако они касались голосовых сообщений с оскорблениями, размещённых в публичных чатах. Так, житель Марий Эл был оштрафован на 5 тыс. рублей за оскорбление матери одноклассника своего сына в классном чате. При этом, как обратили внимание «Известия», суд квалифицировал высказывание как публичное оскорбление и назначил более строгое наказание.

В то же время в судебной практике встречались и случаи успешного обжалования подобных решений. Так, Советский районный суд Красноярска отменил постановление мирового судьи по делу об оскорблении в дачном чате. Основанием стало отсутствие лингвистической экспертизы: мировой судья исходил исключительно из «восприятия потерпевшего».

«При проведении экспертизы для лингвиста нет разницы между устной и письменной речью в рамках таких дел. Фразы и смайлы всегда анализируются в контексте: учитывается ситуация общения, участники, их социальный статус и роли. Например, при оскорблении представителя власти, полицейского или судьи может сразу наступать уголовная ответственность», — отметила старший эксперт-психолог и лингвист Центра специальных исследований и экспертиз Полина Курданова. По её словам, экспертизы назначаются судом практически всегда, если возникают сомнения в квалификации высказываний.

Управляющий партнёр AVG Legal Алексей Гавришев в комментарии для «Известий» отметил, что в самом решении суда нет принципиальной новизны. «Новизна здесь скорее в общественном восприятии, чем в праве. Оскорбление в мессенджере давно квалифицируется так же, как и в офлайне: это всё то же унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Просто канал коммуникации стал цифровым, а судебная практика по таким делам существует уже не первый год», — подчеркнул он.

По мнению Гавришева, подобная практика будет только расширяться, поскольку люди всё чаще «переносят конфликты в цифровую среду, а суды вынуждены идти за ними». В целом, как отмечают опрошенные «Известиями» эксперты, оскорбления в онлайне встречаются даже чаще, чем в офлайне. Это подтверждают и данные исследования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ за 2023 год: с различными формами онлайн-агрессии сталкивались 29% пользователей социальных сетей.

Основатель юридического бутика ContractCreation by Kostromin Евгений Костромин назвал это дело показательным прежде всего из-за используемого доказательства — акта прослушивания голосового сообщения. При этом он напомнил, что на специфику рассмотрения дел об оскорблениях в онлайн-пространстве Президиум Верховного суда обращал внимание ещё в 2021 году.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru