В прошлом году жертвы шифровальщиков отдали злодеям $350 миллионов

В прошлом году жертвы шифровальщиков отдали злодеям $350 миллионов

В прошлом году жертвы шифровальщиков отдали злодеям $350 миллионов

По данным аналитической компании Chainalysis, в 2020 году доходы операторов вымогательских программ возросли на 311% и составили около $350 миллионов. Общая сумма выкупа, уплаченного жертвами за возврат файлов, была определена на основании зафиксированных транзакций на блокчейн-адресах, засветившихся в атаках шифровальщиков.

Публикуя отчет, аналитики отметили, что их оценка, скорее всего, сильно занижена. Далеко не все жертвы вымогательства раскрывают факт зловредной атаки и свои потери. Тем не менее, в прошлом году активность преступников, оперирующих программами-шифровальщиками, действительно, повысилась — в основном за счет появления новых зловредов и роста аппетитов давних игроков этого рынка.

 

Согласно статистике Chainalysis, больше всех обогатились операторы таких вредоносов, как Ryuk, Maze (добровольно завершил свою карьеру), Doppelpaymer, Netwalker (остановлен принудительно), Conti и REvil, он же Sodinokibi. Шифровальщики Snatch, RansomExx / Defray777 и Dharma показали меньшую отдачу, но все равно принесли своим хозяевам миллионы.

 

Многие вымогательские программы сдаются в аренду, и злоумышленники часто кочуют между такими RaaS-сервисами (ransomware-as-a-service) в поисках варианта, сулящего хороший навар. В итоге получается, что преступников, промышляющих вымогательством, не так много, как принято считать.

Несмотря на рост доходов, отмываемых через криптобиржи, реальная прибыль операторов шифровальщиков не столь велика, как им хотелось бы. Кроме RaaS-услуг, им приходится оплачивать надежный хостинг (bulletproof), покупать эксплойты, нанимать специалистов по тестированию на проникновение (пентесту).

Исследователи также обнаружили, что число сервисов, используемых злоумышленниками для отмывания денег, весьма ограниченно. В прошлом году, по данным Chainalysis, 82% доходов от вымогательских операций проходило через пять криптобирж. Это ценная информация для правоохранительных органов: заблокировав такой сайт, они могут одним ударом приостановить вредоносную активность сразу многих преступных групп.  

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru