Госорганам России рассказали, как перейти на отечественную криптосвязь

Госорганам России рассказали, как перейти на отечественную криптосвязь

Госорганам России рассказали, как перейти на отечественную криптосвязь

Правительство Российской Федерации опубликовало рекомендации по переходу госсервисов на использование отечественных методов и средств шифрования. Представленные рекомендации носят временный характер и разработаны в соответствии с законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Текст проекта нового нормативного акта выложен для обсуждения на профильном федеральном портале.

Обнародованный документ призван оказать помощь органам власти в построении клиентской части так называемого Сервиса защищенного взаимодействия (СЗВ) — комплексной службы, обеспечивающей безопасную связь. Работы по созданию СЗВ предусматривают проектирование подсистемы с клиент-серверной архитектурой, реализующей протокол защиты транспортного уровня. По замыслу, эта подсистема должна обеспечивать единую точку доступа к ресурсам госорганов и муниципальных служб, одностороннюю аутентификацию, а также расшифровку трафика с последующей передачей на обработку в другие подсистемы СЗВ.

При создании клиентской части СЗВ разработчикам рекомендуется соблюдать следующие требования:

  • свести к минимуму число компонентов, реализовать их только программными средствами, разнообразить решения;
  • предусмотреть возможность функционирования на стационарных и мобильных устройствах, а также применение различных средств криптозащиты информации (СКЗИ) на стороне пользователя;
  • предусмотреть техподдержку для используемых программ и обеспечить соответствие условий их эксплуатации нормам, определенным для СКЗИ;
  • обеспечить русскоязычный обмен с пользователями;
  • с учетом перспектив развития СЗВ предусмотреть возможность поддержки протокола с двусторонней аутентификацией и независимость от архитектур подключаемых к СЗВ информационных систем.

Аутентификация и установка защищенного соединения клиентской части должны выполняться в защищенном режиме и без взаимодействия с пользователем. К тому же эти процедуры не должны мешать работе других программ на устройстве пользователя. Функции настроек и графического интерфейса рекомендуется реализовать с учетом особенностей ОС, под которой работает клиентская часть СЗВ.

При выборе программного обеспечения разработчикам также советуют отдавать предпочтение отечественным серийным продуктам с действующей техподдержкой. Кроме того, им следует ориентироваться на встроенные или совместно используемые СКЗИ на основе TLS 1.2 с криптоалгоритмами по ГОСТ Р 34.12-2015 или МР 26.2.001-2013. При этом СКЗИ должны иметь действующий сертификат ФСБ России о соответствии требованиям к средствам защиты информации по классу КС1 и выше.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru