MaxPatrol SIEM теперь выявляет атаки с тактикой Закрепление

MaxPatrol SIEM теперь выявляет атаки с тактикой Закрепление

MaxPatrol SIEM теперь выявляет атаки с тактикой Закрепление

В MaxPatrol SIEM загружен пакет экспертизы, предназначенный для выявления атак с применением тактик модели MITRE ATT&CK: теперь система сможет выявлять атаки с тактикой «Закрепление». Новые правила корреляции позволяют обнаруживать попытки закрепления атакующих в скомпрометированной Windows-инфраструктуре и таким образом не дать злоумышленникам получить постоянный доступ к сети.

Злоумышленники используют тактику закрепления для поддержания постоянного присутствия в атакуемой системе: им нужно быть уверенными, что даже после перезапуска системы или смены учетных данных их скрытый удаленный доступ будет работать. Так они смогут в любое время контролировать скомпрометированную систему, продвигаться по инфраструктуре и достигать своих целей.

В очередной пакет экспертизы вошли 16 правил корреляции, которые помогают выявить наиболее актуальные техники закрепления — нелегитимное создание учетных записей, установку и запуск средств удаленного доступа, внесение изменений в конфигурацию атакуемой системы, подписку на события в системе и выполнение вредоносного кода, когда такие события происходят.

Это третий пакет экспертизы из специальной серии для покрытия всех 12 тактик матрицы MITRE ATT&CK. До конца 2019 года экспертиза дополнится пакетами, нацеленными на выявление активности злоумышленников на этапах получения учетных данных (Credential Access) и разведки (Discovery).

«Наши расследования показывают, что злоумышленники могут оставаться незамеченными в скомпрометированной инфраструктуре годами. Зафиксированный нами рекорд – более 8 лет. Нередко в течение всего этого срока злоумышленники отслеживают почтовую переписку компании, собирают важные документы с закрытых сетевых ресурсов, — рассказывает Антон Тюрин, руководитель отдела экспертных сервисов PT Expert Security Center. — Именно для того, чтобы кардинально сократить время присутствия атакующего в чужой инфраструктуре, и был разработан этот набор правил корреляции».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru