ЦБ закроет глаза на мелкие кибератаки

ЦБ закроет глаза на мелкие кибератаки

ЦБ закроет глаза на мелкие кибератаки

Центробанк установит минимальную сумму ущерба от кибератак, которую банки должны отражать в своей отчетности. Сейчас регулятор пока не определился с размером приемлемого показателя. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к ЦБ.

Информацию подтвердили два участника банковского рынка, знакомых с ситуацией. Нововведение, предназначенное для сбора только статистически важных данных по киберпреступлениям, появится в следующем году вместе с новой формой отчетности, пояснил источник. Эксперты считают нововведение логичным, но опасаются, что незафиксированные в отчетах кибератаки на мелкие суммы могут привести к большим потерям в будущем.

С 2013 года все финансовые организации ежемесячно сдают в Центробанк отчеты о проблемах, возникших при переводе денег клиентов. С помощью «Сведений о выявлении инцидентов, связанных с нарушением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств» Банк России аккумулирует статистику по киберпреступлениям. В документах, которые банки направляют в ЦБ сейчас, должны фиксироваться все подобные случаи: к примеру, кражи данных пластиковой карты при оплате счета в ресторане или случаи скимминга (когда злоумышленники устанавливают на банкоматы специальные считывающие устройства, а затем похищают деньги), пишет iz.ru.

Финансовые организации предоставляют ЦБ таблицу, в которой отражены сам факт инцидента со способом нанесения ущерба, его дата, оператор платежной системы, последствия нарушения, предпринятые действия по их устранению, а также факт обращения в правоохранительные органы. Если нарушений нет, во всех соответствующих графах проставляют нули.

Но с 2018 года ЦБ планирует изменить форму этой отчетности, обязав банки раскрывать экономические показатели, связанные с кибератаками. Таким образом, через год банки будут передавать регулятору только суммы, на которые хакеры покушались в отчетный период, объем хищений со счетов клиентов и информацию о средствах, возвращенных гражданам.

— Для сбора только статистически значимых данных, а также снижения затрат банков на анализ и учет незначительных инцидентов будет установлена минимальная сумма размера инцидента, отражаемого в отчетности, — пояснил «Известиям» источник, близкий к ЦБ. — В настоящее время регулятор думает над ее размером.

По словам банкиров, знакомых с ситуацией, регулятор, скорее всего, введет этот показатель в 2018 году.

— Тогда же будет изменена сама форма отчетности, логично установить минимальную планку вместе с введением новой формы отчетов, — отметили банкиры.

В пресс-службе ЦБ сообщили, что «вопросы, касающиеся новой формы отчетности, находятся в стадии проработки».

— Введение минимальной суммы вряд ли существенно исказит киберпотери, отражаемые в отчетности, — считает зампред Локо-банка Андрей Люшин.

Руководитель направления противодействия мошенничеству центра информационной безопасности компании «Инфосистемы джет» Алексей Сизов отметил, что о необходимости введения ограничения свидетельствует банковская практика. Не любой убыток, заявленный клиентом как мошеннический, приводит к проведению детального расследования или опротестованию операции в рамках международной платежной системы.

— Причина в том, что процедура диспута стоит денег, которые списываются с банка-эмитента, — пояснил Алексей Сизов. — Это без учета расходов на выделение ресурсов для расследования. При таких внутренних затратах банку экономически нецелесообразно проводить его, чтобы опротестовать операцию на $3, дешевле просто возместить убыток клиенту. А если не проводить расследования, то и подавать отчетность в некоторой степени неразумно, поскольку детального анализа причин и корректности заявления клиента не проводилось.

Но у новации есть и обратная сторона, подчеркнул Алексей Сизов: подобная операция на $3, которая банком будет проигнорирована с точки зрения расследования, может стать фактом, знание о котором могло бы предупредить готовящуюся массовую атаку на банковскую платежную инфраструктуру, процессы или группу клиентов.

— В связи с новым требованием ЦБ по минимальной сумме кибератаки ряд банков может снизить внимание к таким операциям, а потенциально важная информация не будет предоставлена регулятору, — отметил Алексей Сизов.

По данным FinCERT (подразделение ЦБ по борьбе с кибермошенничеством), в 2016 году со счетов компаний хакеры увели около 1,6 млрд рублей. Банки же потеряли чуть более 2 млрд. По прогнозам компании «Инфосистемы джет», в 2017 году объем киберпотерь банков может достичь 10 млрд рублей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Сбер готов делиться технологиями автоматического выявления дипфейков

Заместитель Председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов заявил, что Сбер готов предоставлять свои технологии автоматического выявления дипфейков другим участникам рынка. Об этом он рассказал на форуме «Диалог о фейках 3.0» во время панельной дискуссии «Глобальный диалог: обеспечение цифрового суверенитета в условиях многополярности».

По словам Кузнецова, мир столкнулся с взрывным ростом дипфейков, а технологии их создания стали доступны буквально каждому — сгенерировать видео или аудио можно за несколько секунд и без затрат.

При этом дипфейки всё чаще применяются в мошеннических схемах, включая телефонное мошенничество и кражу денег.

«Если ещё в 2024 году преступники использовали базы данных, то теперь они запускают ИИ-агентов, которые сами находят нужную информацию. В основе таких преступлений — кибермистификация, когда ложь маскируется под правду с помощью технологий», — отметил Кузнецов.

Он подчеркнул, что для эффективной борьбы с дипфейками необходимо решить три ключевые задачи:

  1. Законодательно урегулировать их использование, в том числе признать применение дипфейков отягчающим обстоятельством при совершении преступлений.
  2. Развивать технологии быстрого выявления фейков и не допускать их распространения.
  3. Интегрировать системы распознавания дипфейков в массовые сервисы — смартфоны, ТВ, соцсети, мессенджеры и операторы связи.

Во время дискуссии Кузнецов продемонстрировал, как с помощью современных инструментов можно в реальном времени “надеть” лицо другого человека и заставить его говорить нужные слова. Он подчеркнул, что подобные возможности представляют серьёзную угрозу — от кражи личности до дискредитации публичных фигур.

Россия, по его словам, уже входит в число мировых лидеров по разработке технологий противодействия дипфейкам. В Сбере созданы решения, способные автоматически определять фальсификации в видео и аудио.

«Мы запатентовали собственное решение под рабочим названием Алетейя — в честь богини истины. Сервис позволяет определять дипфейки в любых системах: от телевидения до мессенджеров. И мы готовы делиться этими технологиями с партнёрами», — сказал Кузнецов.

Он добавил, что масштабное внедрение подобных систем может стать переломным моментом в борьбе с распространением дипфейков и повысить доверие к цифровому контенту.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru